Дальнобойщик: первый и единственный Airbus A340-8000

Дальнобойщик: первый и единственный Airbus A340-8000

Первый дальнемагистральный рекордсмен-здоровяк Airbus A340−8000 построен на базе A340−200. С внушительной дальностью полета он должен был стать флагманом Королевского флота Брунея, но что-то пошло не так. Вдобавок, большой размах крыла, малая пассажировместимость и топливная неэффективность сделали даже базовый A340−200 непопулярным среди крупнейших авиакомпаний мира. А ведь как все здорово начиналось…
f3e5b214bdaee1b5878fed3d38a07930_cropped
20 марта 2020 12:25

В июне 1995 года во время очередной Международной авиакосмической выставки в Париже консорциум Airbus сообщил о планах разработки новой модификации самолета А340−200, способной совершать беспосадочные полеты на маршрутах протяженностью свыше 14 000 км. В ходе разработки А340 консорциум сначала подумывал над выпуском варианта с дальностью полета 12 400 км, который по размерам был идентичен А330−300. Но глянув на перспективы развития мирового рынка, в Airbus почуяли повышенный спрос на широкофюзеляжные борта с дальностью до 14 000 км.

Задумка авиаинженеров из Тулузы понравилась не только крупным авиакомпаниям. Первым, кто заказал дальнобойный A340 стал султан Брунея принц Джефри, причем, он задумал взять самолет не для себя, а своему брату. Монарх поставил жесткое условие: самолет должен иметь дальность полета не менее восьми тысяч морских миль. Его так впечатлил недавний рекордный полет модифицированного А340−200 World Ranger (Париж-Окленд-Париж), что он захотел себе в королевский авиафлот такой же. Кстати, за тугой кошелек монарха c Airbus бился так же Boeing со своим 777, но для дальняка султан предпочел именно французскую машину, хотя в его парке уже были «Боинги».

Разумеется, VIP-борт должен был иметь соответствующее наполнение. Нет никаких официальных данных и тем более эскизов внутренней отделки салона единственного в своем роде Airbus A340−8000. По слухам, самолет в лучших монарших традициях планировать напичкать золотом, драгоценными и полудрагоценными камнями, в планировке предусматривались как минимум две шикарные ванные, зона для СПА и прочие атрибуты, соответствующие VIP-статусу борта.

В ноябре 1998 года самолет с бортовым номером MSN 204 под присмотром Lufthansa Technik был доставлен на аэродром Шенефельд в Берлине. Это был красавец с четырьмя двигателями CFM56−5C4/Р (каждый с тягой 151000 ньютон), вмещающий 239 пассажиров, с максимальной взлетной массой 275 тонн и вспомогательными топливными баками в хвосте. Дополнительная топливная емкость увеличила дальнобойность самолета до 14 800 км (более 8 000 морских миль). Это позволило бы султану и его семье беспрерывно лететь из Брунея в США или Европу. Единственное, на самолет не успели поставить внутреннюю отделку.

В это же время разыгрывается финансовый кризис, который здорово бьет по кошельку принца Джефри, и султан начинает ужимать расходы. В результате, даже через три года после постройки VIP-интерьер так и не был установлен на самолет. Султан не выкупил свой Airbus A340−8000, и борт, перебравшись под крыло Lufthansa Technik в Гамбурге, оставался на приколе до 2007 года.

Вторую жизнь самолету все-таки подарили: 1 марта 2007 года борт был доставлен новому владельцу — Saudi Royal Fleet. Именно в рядах Королевского флота Саудовской Аравии A340−8000 остается и по сей день, наряду с несколькими Boeing 747, Boeing 757 и Airbus A318. Неясно, сколько еще самолет будет оставаться в частной службе королевской семьи. Как минимум, самолет здорово проигрывает аналогам в топливной экономичности: из-за колоссального роста цен на топливо за 2004−2005 годы продажи А340 сильно сократились, что впоследствии вылилось в прекращение производства всей линейки A340. Базовый для королевского борта Airbus A340−200 разошелся мизерным тиражом — всего 28 машин.

Ещё больше по темам

Обсудить 0

Лучшее за неделю
Читайте также

©  Популярная Механика