Цветные ленты в небе: ученые описали загадочный феномен

«Тайный двойник» Стива виден после полуночи недалеко от Полярного круга.
«Тайный двойник» Стива виден после полуночи недалеко от Полярного круга.Источник: Ramfjordmoen Research Station

Стив (англ. Steve) — атмосферное явление, которое выглядит как длинная светлая полоса на небе. Обычно она фиолетовая, имеет ширину 25−30 км и длину 100−1000 км, простирается с востока на запад. Ученые выяснили, что у этого явления есть «давно потерянный близнец», пишет Live Science.

Тайный двойник Стива возникает в небе в предрассветные часы. Фиолетовая лента света с зелеными и красными вкраплениями «течет» в противоположном направлении, то есть с запада на восток.

Явление удалось увидеть с помощью Swarm — спутниковой миссии Европейского Космического Агентства (ЕКА), предназначенной для изучения магнитного поля нашей планеты. Миссия состоит из трех спутников, пребывающих на различных полярных орбитах высотой от 460 до 530 км. Масса каждого спутника — чуть меньше 500 кг.

Swarm в представлении художника
Swarm в представлении художникаИсточник: ESA

Когда фиолетовые полосы света впервые были замечены в небе в 2016–2017 гг., ученые подумали, что феномен связан с протонным полярным сиянием. Позже от этой версии отказались, поскольку специалисты сошлись во мнении, что протонные полярные сияния невидимы, в отличие от Стива. При дальнейшем изучении выяснилось,  что световое шоу вызвано 25-километровой лентой супергорячего газа (3000 °C), находящейся на высоте 300 км и двигающейся на запад со скоростью 6 км/с. Для сравнения:  вне ленты скорость движение атмосферных газов составляет 10 м/с.

Название Стив — это бэкроним «Strong Thermal Emission Velocity Enhancement» (STEVE, Сильное повышение скорости теплового излучения). Изначально обозначение считалось временным, его предложила дать ученый Элизабет МакДоналд из НАСА. В итоге оно прижилось, его используют уже больше 5 лет.

Астрономы считают, что в наши дни особенно важно изучать явления, подобные Стиву. Солнечная активность приближается к своему пику, и если феномены связаны с буйством звезды, то в ближайшем будущем человечество будет встречаться с ними чаще.

Тем временем ракеты SpaceX создали новый тип «полярного сияния». Световое шоу удалось сфотографировать — смотрите, что получилось.