Что ждет медиа после блокировки Telegram
Последствия запрета мессенджера для авторов каналов и сторонних СМИ.
О том, что Telegram грозит блокировка, впервые заговорили несколько дней назад. Утром 23 июня число запросов о Telegram в Google выросло примерно до 5 тысяч, а уже на следующий день все федеральные издания и телеканалы запустили массовую кампанию по теме «Telegram — рассадник терроризма, его надо заблокировать и как можно скорее».
Это особенно любопытно, учитывая, что несколько часов назад появился график о количестве заблокированных каналов и ботов ИГИЛ в Telegram, начиная с сентября 2016 года. Рассадник терроризма, говорите?
Так или иначе, несмотря на то, что блокировка Telegram, как и запрет VPN, обсуждается вполне серьезно, многие до сих пор не верят, что это возможно. Одной из причин служит то, что подобных «обещаний запретов» в России было немало, и лишь немногие из них претворялись в жизнь.
Представим, что Telegram и правда заблокируют. Что будет с медиа, имеющими в мессенджере свои представительства? А с теми, которые сфокусировали свою работу исключительно внутри Telegram? Разберем все случаи.
Начнем с изданий, для которых Telegram — это всего лишь ещё один канал для продвижения, такой же, как Facebook или «ВКонтакте». Да, формат другой. Да, аудитория хорошая. Но зачастую все читатели медиа в Telegram — это лишь сотая доля от его общей аудитории. Например, издание Meduza при ежемесячной посещаемости в 27 млн визитов имеет всего лишь около 36 тысяч читателей в Telegram.
В основном СМИ идут в Telegram, потому что это «круто»: можно делать подборки, запускать ботов. Но при работе на трафик это не имеет смысла — переходить по ссылкам в публикациях будут от силы 5–7% от общего количества читателей.
Алексей Пономарь главный редактор «Лайфхакера»
Уверен, что именно для медиа ничего особенно не изменится. Всё-таки для большинства из них Telegram — не основной канал дистрибуции. Будем искать эту аудиторию в других местах.
Аудитория из Telegram, безусловно, очень качественная — здорово, что здесь нет ботовых подписчиков в таком количестве, как в обычных соцсетях. Трафик из Telegram у нас сейчас сопоставим с трафиком из Twitter, правда, число подписчиков различается в шесть раз.
Вероятно, от блокировки Telegram крупные СМИ практически ничего не потеряют: перераспределят бюджет и другие ресурсы на контент — толку, возможно, будет даже больше.
Гораздо большую опасность блокировка Telegram представляет для медиа, существующих исключительно в рамках мессенджера или, по крайней мере, использующих его в качестве основного канала для развития и продвижения. Авторы каналов потратили немало ресурсов на то, чтобы получить свои 10, 30, 50 тысяч подписчиков, и блокировка Telegram может свести все их усилия к нулю.
Тем не менее, многие авторы уже начали готовиться к «апокалипсису»: размещать в своих каналах информацию о сторонних площадках, на которых их публикации будут доступны в любом случае, рассказывать подписчикам о возможности подключения VPN прямо через Telegram без каких-либо сторонних сервисов.
Конечно, такие меры не помогут сохранить всю аудиторию целиком — некоторый процент читателей давно не активен или по каким-то причинам не желает читать интересующий его контент «на стороне».
О масштабах проблемы для внутренних медиа рассказала Валентина Евтюхина, автор канала Digital Eva.
Сколько времени и средств ты потратила на развитие и раскрутку канала?
Потратила чуть больше года. Раскручивала практически без денег, но тратила каждый день около трех часов на мониторинг инфоповодов и написание текстов.
Сколько зарабатываешь на своем медиа?
Канал в Telegram приносит примерно 50–80 тысяч рублей в месяц. Иногда, конечно, бывают отклонения в меньшую или большую сторону.
Как скажется блокировка на внутренних медиа?
Пока сложно сказать. Если она будет только на словах, а сам Telegram продолжит функционировать у тех, кто уже пользовался мессенджером, — тогда практически никак, потому что проблемы будут только с регистрацией новых пользователей.
Если всё же каким-то образом заблокируют, то я потеряю большую часть аудитории читателей и коммуникаций внутри мессенджера.
Как можно будет обойти блокировку и как это делаешь ты?
Я загрузила на телефон приложение, которое было первым в списке App Store по запросу «VPN». То же рекомендуют делать своим читателям все авторы популярных Telegram-каналов — многие публикуют списки проверенных VPN-сервисов и гайдлайны по их установке.
Выходит, у внутренних медиа остается только два способа сохранения своей аудитории: публикация в канале руководства по установке VPN и создание представительств канала на сторонних площадках, таких как «ВКонтакте», Facebook или «Яндекс.Дзен», либо запуск самостоятельного блога, который не будет зависеть от сторонних сервисов.
Чем раньше авторы каналов в Telegram начнут готовиться и готовить своих читателей к блокировке, тем меньше будут потери, если это всё-таки произойдёт.
Резюмируя: сторонние медиа ничего не потеряют от блокировки Telegram, а, наоборот, только приобретут освободившиеся ресурсы; внутренние же издания смогут перераспределить контент по сторонним площадкам и перевести активный процент своей аудитории туда, где ей будет удобно получать информацию. А Роскомнадзор, как обычно, останется ни с чем.
© vc.ru