Что такое окно Овертона и почему мы его не замечаем
Идеи, которые ранее казались радикальными, спустя время могут стать приемлемыми, а затем и действующей нормой. Такая концепция смены отношений к той или иной теме в обществе была предложена юристом и вице-президентом Макинского центра публичной политики Джозефом Овертоном в середине 1990-х годов. Эта модель была удобной для описания того, как политически значимые идеи можно внедрить в общественное сознание.
Поначалу эта идея носила умозрительный характер, пока в 2006 году политик Джошуа Тревиньо не расширил эту концепцию и не выделил шесть ступеней, которые позволяли классифицировать идеи по степени их принятия обществом. Первые две ступени — «немыслимо» и «радикально». Такие идеи принято считать недоступными для политического обсуждения по причине явного неприятия их обществом в данный момент. Следующая ступень — «приемлемо» — уже попадает в нижнюю часть того самого окна Овертона, внутри которого публичные персоны могут обсуждать их открыто, не боясь за свой имидж.
После «приемлемо» идут ступени «стандартно» и «действующая норма». На этих ступенях идея уже засела в голове людей и воспринимается совершенно нормально. Согласно разработчикам концепции, окно Овертона работает и в обратную сторону: идеи, которые раньше казались нормальными, можно превратить в совершенно неприемлемые и радикальные. Сторонники существования окна Овертона приводят в пример такие идеи как гомосексуализм: еще 200 лет назад мужчин нетрадиционной ориентации не принимали в обществе, а сегодня они находятся наравне со всеми.
Следует отметить, что концепция окна Овертона в научном сообществе социологов воспринимается не так тепло, как в политическом. Ученые говорят о несостоятельности этой концепции из-за того, что она, фактически, сводится к конспирологическим теориям — мировому правительству и управлению общественным мнением в угоду различных групп. Также социологи утверждают, что окно Овертона неприменимо к сегодняшнему обществу из-за многообразия социальных групп, составляющих наше общество.