Что такое NFT. Почему раньше про них говорили все, а сейчас никто не вспоминает

В огромном информационном потоке сегодня появляется и исчезает много идей, событий и явлений. Любопытно, когда о каком-то тренде еще год назад практически никто не знал, полгода назад о нем твердили из всех утюгов, а сейчас вообще никто не вспоминает.

Нечто подобное за 12 месяцев случилось с NFT. Интересная и необычная технология выстрелила в прошлом году, а с начала нынешнего года интерес к ней быстро падает.

Казалось, что все связанное с криптовалютами и блокчейном останется популярным еще долгое время, но странные картинки стремительно уходят из новостных лент и заголовков так же быстро, как там оказались. Вложившийся в технологию инвесторы еще не скоро смогут выйти в плюс.

Сейчас попытаемся разобраться в причинах успеха и стремительном падении спроса на NFT.

Что такое NFT и как он появился

NFT (non-fungible token) — это невзаимозаменяемая или уникальная цифровая единица учета для какого-то уникального объекта. Такой токен может быть присвоен картинке, ролику, фотографии, песне, твиту или любому цифровому объекту.

С определенного момента такие цифровые записи стали представлять определенную ценность, подчеркивая факт владения каким-то контентом.

От обычного права собственности NFT отличается своей криптографической составляющей. Токен хранится в цепи-блокчейне, делая практически невозможным его кражу или подделку. Все данные о покупке, продаже и всех владельцах NFT будут надежно храниться в сети.

Эксперименты с зашифрованными токенами NFT начались еще в 2012 году. Осенью 2015 был запущен игровой проект Etheria, который предлагал закреплять право собственности на одну из специальных шестиугольных плит при помощи NFT.

Позднее были и другие проекты, которые позволяли хранить целые изображения в блокчейне и перепродавать их через NFT.

Несколько лет технология была просто сопутствующей опцией на рынке криптовалюты и не вызывала большого интереса у трейдеров.

Все начало меняться в 2020 году, когда стоимость всех существующих NFT резко увеличилась и составила примерно $250 млн. За первые три месяца 2021 года пользователями было потрачено еще более $200 млн на операции с токенами.

Почему NFT стал популярным

Период с начала 2021 по начало текущего года считают пиком популярности NFT. Тогда начался процесс переноса материальных ценностей в цифровую среду с дальнейшим присваиванием им NFT токенов.

Моду на это завел известный британский стрит-арт художник Бэнкси. Он написал картину Morons (White), создал её цифровую копию, а затем сжег оригинал в прямом эфире. Позднее NFT, подтверждающий право владения цифровой копией картины, была продана за $95 тысяч.

В начале прошлого года на платформе Foundation за незатейливую анимацию Nyan Cat удалось выручить $590 тыс.

Владелец известного мема решил выставить на продажу NFT в честь 10-летия создания гифки.

Позднее известный аукцион Christie«s впервые выставил на торги цифровой лот, которым стала картина-коллаж The First 5000 Days (Каждый день: первые 5000 дней). Её создал американский художник из 5000 собственных набросков и работ, которые ежедневно фиксировались им с 2007 года.

Такой 14-летний труд (а точнее его NFT) приобрели за $69,3 млн. Торги начинались с $100. На данный момент NFT токен данного лота считается самым дорогим.

В тему: 10 картинок, которые продали как NFT за сотни миллионов долларов

Череда событий привлекла большое внимание к рынку NFT. Изначально это рассматривалось исключительно в виде цифрового искусства, когда созданные в электронном виде произведения продавались на разных площадках.

Появились примеры так называемого процедурального искусство, когда для создания картин применялись компьютерные алгоритмы и нейронные сети.

Затем NFT начали активно применять в игровой индустрии. Некоторые проекты использовали токены для закрепления права владения на определенный контент. Можно было приобрести NFT для мощного меча, бронебойного пулемёта или скоростной тачки.

Некоторые игры и вовсе выстраивали весь процесс вокруг генерации NFT с их дальнейшей перепродажей. Пользователи получали NFT токен права владения игровым участком, виртуальным питомцем или определенной локацией.

К счастью, крупные игровые платформы обошлись без внедрения NFT. Компания Valve запретила внедрять технологию в распространяемые через Steam проекты, Ubisoft сначала анонсировала внедрение NFT в некоторые собственные игры, но после кране негативного отклика пользователей убрала все упоминания об этом.

Позднее опрос крупных студий и компаний по разработке игр показал, что более 70% не видят смысла в внедрении NFT и не хотят переплетать игровой процесс с блокчейном.

NFT в реальном мире ничего не значит

Если в цифровой среде обладание NFT хоть что-то означает, то в реальности это не дает никаких преимуществ или привилегий. NFT токен вообще никак не соотносится с авторским правом на интеллектуальную собственность.

За границами используемой блокчейн-платформы владелец NFT не имеет никаких прав на используемый объект. NFT не защищает связанный с ним объект от копирования или использования.

Ту же гифку Nyan Cat можно без проблем размещать на сайте, сохранять, копировать или устанавливать в качестве заставке на смартфоне. Владелец NFT стоимостью $590 тыс может только подтвердить факт владения токеном.

Почему про NFT все реже вспоминают

На волне популярности многие пытались заработать на NFT. Был продан токен первого в истории твита, Илон Маск записал песню про NFT и хотел продать её токен, Квентин Тарантино выпустил токены для коротких сцен, которые не вошли в финальный монтаж ленты «Криминальное чтиво».

Многие начали массово играть в простенькие приложения для получения NFT в надежде продать токен за большие деньги. В сети появились сотни инструкций и мануалов по созданию собственных токенов и размещению их на биржах.

Тысячи школьников принялись рисовать картинки в Paint, чтобы продать их за криптовалюту.

Не отсатвали разработчики социальных сетей и популярных приложений. NFT решили внедрять в Instagram, возможность создавать и продавать токены появилась во ВКонтакте, Twitter разрешил использовать NFT-аватары для пользователей.

Кошельки для хранения токенов были добавлены в некоторые браузеры и другие популярные приложения.

Вместе с этим начали всплывать на поверхность все проблемы и недочеты технологии.

Во-первых, при создании NFT для какого-то цифрового контента не проверяется реальное право собственности на него. Это позволяло мошенникам создавать и продавать токены защищенного контента фактически не владея им.

Авторы рисунков, анимаций и видео с удивлением могли обнаружить, что без их ведома продаются NFT, принадлежащих им работ.

Во-вторых, у NFT токенов очень странное ценообразование. Если в мире искусства есть общепринятые критерии оценки предметов, то на рынке NFT все очень непрозрачно и нестабильно. Чтобы продать токен за большую сумму, его должен кто-то прорекламировать, создать вокруг него ажиотаж или спланированную рекламную кампанию.

Без проблем продаст NFT известный деятель или публичная личность, а вот обычный художник вряд ли выручит за него большие деньги, каким бы талантливым он ни был.

В-третьих, NFT часто не представляет реальной ценности и имеет вес только в содержащем его блокчейне. Дать какие-либо преимущества своему владельцу токен может в виртуальном мире или какой-нибудь метавселенной.

В-четвертых, технология подвергается критике из-за больших затрат энергии и сильного углеродного следа, который сопровождает NFT транзакции. Это не нравится, как защитникам окружающей среды, так и владельцам энергобизнеса.

Раскритиковал NFT не последний в мире технологий человек Билл Гейтс.


Динамика запроса «NFT» в Google Trends

В начале 2022 года интерес к NFT начал стремительно падать. Средняя цена за токены с $1400 снизилась до $400–450. Уменьшились и связанные с ним комиссии в сети Ethereum.

На всех крупных торговых площадках по продаже NFT активность торгов снизилась примерно на 70–75%. Существенно сократилось количество профильных запросов во всех поисковиках.

Простые пользователи, похоже, наигрались в создание собственных картинок или перепродажу чужих, а инвесторы не видят потенциал в уже не самой популярной нише.

Кажется, для NFT нужно найти более полезное применение или придумать обновленную концепцию заработка на токенах. Без этого интерес в скором времени и вовсе угаснет, похоронив любопытную, но пока не самую полезную идею.

©  iphones.ru