Что такое киберсквоттинг, и какие угрозы Интернету он несёт

Одной из наиболее острых проблем современного Интернета является киберсквоттинг. Давайте поговорим о том, что это за явление, как на этом зарабатывают и какими последствиями это грозит.

Начнем с простого: что такое киберсквоттинг? В общем случае это регистрация доменных имен определенной направленности. Обычно регистрируются имена, которые так или иначе связаны с известными торговыми марками. Соответственно, люди, которые этим занимаются, называются киберсквоттерами.

Нередко киберсквоттинг путают с другим распространенным явлением, именуемым домейнингом. Разница в том, что в последнем случае просто регистрируются «красивые» или оригинальные свободные доменные имена для последующей перепродажи, они зачастую никак не связаны с торговыми марками или известными названиями. С учетом уменьшающегося, а порой и просто мизерного количества свободных имен в отдельных доменных зонах это весьма неприятная тенденция.

Киберсквоттеры тратят много времени на поиск и регистрацию доменных имен, которые востребованы в настоящее время, но пока свободны, или будут нужны в будущем. Для этого тщательно мониторятся поисковые запросы, анонсы крупных компаний и множество других факторов. После регистрации такие домены попросту простаивают и ждут, пока за ними придет настоящий владелец или другое заинтересованное лицо.

Разумеется, основная цель киберсквоттеров — заработок. Доменные имена, своевременно захваченные ими, зачастую перепродаются в несколько раз дороже их оригинальной «копеечной» стоимости. Если речь идет о домене, который каким-то образом связан с крупным бизнесом, то здесь уже фигурируют и вовсе огромные суммы, но об этом немного позже.

К счастью, законодательство во многих странах, связанное с регулированием Сети, в последнее время все чаще защищает права бизнеса, провозглашая главенство торговой марки над доменным именем. Таким образом, та или иная компания может запретить использование собственной торговой марки в названии домена, а порой и вовсе отобрать его у киберсквоттера через суд. Это распространенная практика, но работает она далеко не во всех ситуациях.

Подобные законы существуют и в Российской Федерации. Однако на практике киберсквоттеров от этого меньше не становится. Например, открытие доменной зоны .РФ привело к тому, что шесть регистраторов в 2011 году были обвинены в киберсквоттерстве. Часть доменов была отобрана и распределена уже на справедливых началах.

В настоящее время киберсквоттинг — настолько распространенное явление, что выделяют даже отдельные его виды. Тайпсквоттинг — регистрация доменов, чьи имена созвучны адресам популярных сайтов или продуктов. Брендовый киберсквоттинг подразумевает захват тех имен, которые связаны с известными брендами. Наконец, существует так называемый защитный киберсквоттинг. Это явление можно наблюдать, когда непосредственно компания регистрирует доменные имена, связанные со своим бизнесом, чтобы они не достались киберсквоттерам.

От действий киберсквоттеров страдают все крупные торговые марки, в том числе и Apple. Например, Всемирная организация интеллектуальной собственности вернула американской компании домен iPods.com. Однако далеко не всегда удается добиться результата только в рамках законодательства. Так, в семизначную сумму обошелся Apple домен iPhone.com. За определенную сумму денег в распоряжении компании не так давно оказался адрес iPhone.ru.

Порой происходят и обратные ситуации. Когда Apple понадобилось доменное имя iCloud.com в связи с разработкой одноименного облачного сервиса, компании не оставалось ничего другого, кроме как заплатить большие деньги владельцу данного адреса. Однако подобное везение случается не так уж и часто.

На примере Apple хорошо видно, что успешный бизнес является приманкой для киберсквоттеров. Учитывая тот факт, что по-прежнему нет никаких гарантий возврата доменного имени законным путем, то заблаговременно занятый адрес сайта может озолотить первоначального владельца, который был расторопнее других при регистрации. Миллионные сделки в этой сфере отнюдь не редкость, а это значит, что такое явление как киберсквоттинг в обозримом будущем никуда не исчезнет и продолжит досаждать крупному и не очень бизнесу.

С точки зрения простых пользователей Сети киберсквоттинг также таит в себе немало неприятностей. В самом простом случае, введя вроде бы логичный адрес сайта, который по логике должен быть посвящен определенному продукту, вы попадаете на совершенно посторонний ресурс. Это еще мелочь по сравнению с тем, когда вы решитесь открыть собственный сайт и начнете выбирать для него подходящее имя. Придется либо проявлять чудеса изобретательности и оригинальности, либо платить за доменное имя. Платить, зачастую, много.

Таким образом, от киберсквоттинга страдают как крупные компании, так и простые пользователи. Это явление остается способом неплохого заработка для многих людей, именуемых киберсквоттерами, поэтому надеяться на самостоятельное его исчезновение не приходится. Бороться с киберсквоттингом реально, но для этого нужны слаженные действия как международных организаций, связанных с регулированием Сети, так и создание мощной национальной законодательной базы в этой сфере. Иначе добиться прогресса в этой борьбе попросту невозможно.

©  iphones.ru