Что такое хакатоны и зачем они нужны? Обратная сторона IT-марафона
Что такое хакатон?
«Что? Хахакон? Это где смеяться надо?», — спрашивают люди разных поколений. Итак, проливаем свет на этот термин.
Хакатон — это соревнование среди IT-специалистов за денежный приз, стажировку или трудоустройство. Это описание в двух словах. На деле же все намного интереснее и сложнее.
Как в принципе появился термин «хакатон». Для знатоков английского не составит труда заметить, что слово «hackathon» состоит из слов «hack» — «хакнуть» и «marathon» — «марафон».
Кому же и зачем нужны хакерские марафоны?
Обычно хакатоны устраиваются по инициативе IT-компаний, которые находятся в поиске новых решений для своих продуктов, или же нуждаются в новом кадровом составе. Компания может организовывать соревнование сама, а может прибегать к помощи специалистов, которые профессионально занимаются IT-ивентами.
Для начала нужно определить кейсы мероприятия — это задачи, которые будут предложены участникам. В качестве кейсов организаторы стараются брать проблему, которая действительно существует в компании и решение которой срочно требуется для дальнейшего развития.
Приведу простой пример, чтобы проиллюстрировать понятие «кейс»: вы знаете, что в вашей компании есть проблема безопасностью — ваши системы уязвимы. Вам надо понять, как именно потенциальные мошенники могут проникнуть в ваши внутренние каналы и забрать конфиденциальную информацию, чтобы проработать те самые «лазейки». В качестве одного из кейсов на хакатоне вы можете предложить участникам в прямом смысле взломать вашу систему. Кстати, это пример из реальной жизни: на одном из наших хакатонов систему действительно взламывали. Что получилось в итоге? Участники были в восторге от задания, так как оно было необычным и сложным — так называемый «челлендж», а компания-заказчик выявила свои уязвимые места и проработала их. Win-win ситуация! Это коротко и простым языком.
А сколько стоит? И что надо делать?
Хакатоны бесплатны для участников. Участники — ребята из разных сфер деятельности. Считается, что хакатоны полезны только для айтишников. 90% участников действительно айтишники, но бывает, что в таких марафонах встречаются и представители не IT-профессий, например, врачи.
Что же они могут делать на сугубо технологическом мероприятии? Представьте, что medtech — компания объявила о запуске хакатона. Мы видим, что помимо «tech» в слове есть еще и «med». То есть, общая тема хакатона — медицинская. Значит, контентная часть будет составлена из медицинских терминов и тонкостей, которых IT-специалист вряд ли знает. Это один из примеров, как люди из абсолютно разных областей могут принимать участие в хакатонах.
Помимо «бесплатности» участников ждут и другие плюшки. Любой хакатон — это денежный приз для победителей и призеров, это возможность попасть на стажировку, а иногда даже и на работу в компанию, которая организовала мероприятие. Хакатон –всегда нетворкинг и возможность получить за три дня (обычно столько идут хакатоны) максимум знаний на мастер-классах и лекциях. Их, кстати, всегда внедряют в программу, чтобы сделать мероприятие более насыщенным, познавательным и полезным для заинтересованных сторон.
А кто за всем этим стоит?
С организационной точки зрения хакатон — довольно непростое дело. На мероприятии всегда есть кураторы кейсов и организаторы, которые направляют участников на следующие этапы соревнования, подсказывают время и формат сдачи задания, помогают связаться с экспертами, оценивающими участников. Казалось бы, что такого — направить и подсказать? На самом же деле работа кураторов начинается еще до старта хакатона. Куратор держит связь с участниками, чтобы знать, все ли получается, будет ли человек или команда представлять свой проект на чек-поинте (специально отведенное время, когда команды презентуют промежуточные варианты решений и получают развернутую обратную связь от экспертов), будет ли участник продолжать соревнование или решить покинуть его досрочно.
Все эти организационные моменты упрощают работу и экспертам, и участникам. Мероприятие, которое длится 3 полных дня, просто не может давать дополнительную нагрузку на участников, которые ночами «кодят» и решают задачи, и на экспертов, которые без отдыха проверяют, дают обратную связь и принимают сложные решения о выборе лучших.
Что нужно уметь?
Обычно в хакатонах участвую молодые или начинающие специалисты и студенты. Необходимые скиллы можно обрисовать только по конкретным заданиям хакатона, так как для разных задач подходят, например, разные языки программирования. Зачастую для участия требуется наличие собственной команды, состоящей минимум из 2 человек, но на самом деле в большинстве случаев найти сокомандников можно прямо на хакатоне — всегда есть люди, которые находятся в поиске напарника. И самое главное — наличие свободных выходных на время проведения мероприятия и бодрого победного духа, который и поможет дойти до конца и получить заветные призы. И, конечно, неисчерпаемые запасы кофе и долгий сон накануне помогут быть в тонусе!
Что будет с хакатонами?
Уверен, что в ближайшем будущем с ними все будет отлично. Возросший спрос на молодых специалистов на внутреннем IT-рынке и новые задачи, связанные с политикой импортозамещения, только подтолкнули спрос на хакатоны среди IT-компаний. Давайте подумаем: компаниям все еще необходимо прилагать усилия и вручную искать специалистов для закрытия вакансий, работодателям все еще нужно проводить тестовые задания для определения реального уровня подготовки специалиста, а специалистам все еще хочется работать в проверенных компаниях и знать, что их решения будут замечены и не будут пылиться на дальней полке — все эти нужды как раз закрывают хакатоны. Поэтому в скором времени мы будем видеть, как IT-компании все чаще будут отдавать предпочтение такому мероприятию, а не ручному рекрутингу.
Автор: Антон Чуреков, основатель «Акселератора Возможностей» при ИНТЦ МГУ «Воробьевы Горы», заместитель генерального директора по науке и инновациям УК ИНТЦ МГУ «Воробьевы Горы»