Что такое айкидо?

Великий сэнсэй Морихэй Уэсиба пришел к созданию собственного боевого искусства в 1922 году. В мире традиционных боевых стилей, предлагавших встречать силу силой и отвечать на агрессию агрессией, Уэсиба искал гармонию. Опираясь на достижения великих мастеров, он сформировал комплекс философии и боевых техник, позволяющих остановить противника, используя его же собственную силу. В айкидо агрессия нападающего по справедливости возвращается к нему же и нивелируется, при этом мастер остается в состоянии духовного равновесия и гармонии.

Популярность айкидо, окончательно сформировавшегося как система во второй половине XX века, обусловлена философией неагрессивности и самим подходом к ведению поединка. Его основная идея — это использование энергии атаки для выполнения техники. Именно такой подход позволяет людям, не имеющим превосходства в физической силе, противостоять более мощному нападающему.

Прием «Нике осаи» хорошо иллюстрирует сходство приемов айкидо с техниками фехтования. Контроль, полностью блокирующий движения атакующего за счет специфического расположения предплечья и запястья, практически одинаково выполняется с мечом и без.

  • Адреналин

    Аудиостатья: ситуативная готовность, или как всегда быть начеку?

  • Адреналин

    Лига UWM: гладиаторские бои XXI века

Что же айкидо противопоставляет нападению? Не силу, а точность движения, понимание и правильное использование возможностей тела, оптимальное состояние психики, умение занять значительно более выгодную позицию в пространстве относительно атаки и, как следствие, добиться потери равновесия нападающего и контроля над ним. В техническом арсенале айкидо в основном содержатся броски и болевые контроли, хотя удары как расслабляющий и подготавливающий элемент техники тоже достаточно популярны.

Как и любой другой вид двигательной деятельности человека, айкидо опирается на законы физики и биомеханики. Тело человека представляет собой биомеханическую систему рычагов, шарниров и «движителей» (костей, суставов и мышц). Крайне важно для успешного использования такой системы уметь поддерживать ее в правильном, максимально эффективном состоянии.

Одна из главных задач в айкидо — выработка высочайшей культуры движения человека. Через постоянный самоконтроль культивируется вертикальная, свободная осанка. Для качественного движения необходимо уметь автоматически сохранять идеальное равновесие и в любой момент иметь надежную динамическую опору для приложения усилий к партнеру. Кроме того, необходимо обеспечить постоянную собранность тела вкупе с полной свободой движения.

Старт без пробуксовки

Под собранностью подразумевается отсутствие люфтов в соединении суставов, мышцы должны быть подтянуты без «провисания», но не напряжены. Идеально сбалансированное состояние тела позволяет двигаться мощно, мгновенно и без излишней предварительной подготовки. При отсутствии собранности в теле мгновенный старт становится проблематичным, так как при начале движения сначала придется «выбрать люфты», и только потом начнется перемещение тела в пространстве.

Если тело полностью расслаблено, человек не способен сделать сколько-нибудь точное движение. Мышцы необходимо подтянуть ровно настолько, чтобы убрать несобранность внутри системы, но при этом сохранить свободу движений. Излишнее напряжение так же вредно, как и разболтанность.

Прием «Шихо наге» позволяет опрокинуть противника на спину за счет разбалансирования его тела и ведения руки по траектории, обеспечивающей надежное и безопасное управление движением вплоть до момента падения. Прием выполняется быстро, но мягко. Нападающий не успевает проанализировать, что именно произошло, и не получает серьезных травм.

Собранность конструкции тела начинается со стойки. Но стойка — это не только взаимное расположение ступней, это еще и расположение голеней, бедер, корпуса, рук и головы в пространстве. Хорошая стойка заключает в себе направленность позиции — выстраивание опор внутри тела с учетом необходимого направления приложения усилий при выполнении техники.

Прием «Шихо наге» (фото 2)

Чтобы почувствовать всю важность собранности, попробуйте подтянуть плечо к уху и в этом положении приложить рукой силу к какому-либо предмету. В такой противоестественной позе усилие вряд ли окажется очень существенным. Если же опустить плечевой сустав в нижнее положение и повторить опыт, усилие во много раз увеличится, так как через естественно расположенный сустав плеча к работе подключаются мышцы спины и ног. Правильно и активно сформированное тело необходимо и в любом другом виде двигательной деятельности человека. Управление машиной, к примеру, становится намного точней, эффективней и комфортней, если водитель выполняет несложные правила поддержания собранности.

Кто с мечом к нам придет

Исторически айкидо наследует методы и техники старых самурайских школ боевых искусств. В основе многих приемов лежит техника владения самурайским мечом — катаной.

Прием «Шихо наге» (фото 3)

Принцип резания мечом является одновременно и принципом приложения усилий при выполнении приемов айкидо. Именно катану в руках представляет себе айкидока, когда отрабатывает любую технику броска или контроля на тренировках.

Когда самураи разрабатывали методы защиты и нападения без оружия, то, будучи в основе фехтовальщиками, они привязали технику борьбы к тем же способам движения, что и в фехтовании. Это представляется правильным, поскольку одновременное культивирование различных систем движения в одном человеке неэффективно: разные двигательные принципы будут конфликтовать между собой и сделают менее действенными как технику борьбы, так и технику фехтования.

Прием «Шихо наге» (фото 4)

Еще одна обязательная для айкидо особенность движений состоит в том, что руки действуют по возможности на центральной плоскости тела, поднимаясь и опускаясь в вертикальном направлении от уровня живота до уровня лица. Если необходимо действовать руками в других зонах относительно центральной оси тела, то векторы сил, прилагаемых левой и правой рукой, должны иметь результирующий вектор на той же центральной оси тела. Только при таком условии позиция тела будет позволять сохранять равновесие и при этом прикладывать значительные усилия к внешним объектам.

Есть контакт!

В практическом арсенале айкидо есть два больших раздела — броски и контроли. Методы контроля в основном предназначены для нейтрализации одного нападающего. Как правило, атакующий опрокидывается в положение «на животе», затем проводится болевое воздействие на один или несколько суставов руки с полной иммобилизацией тела нападавшего.

Прием «Шихо наге» (фото 5)

Броски могут быть использованы как против одного нападающего, так и против группы. Характерно, что оба способа защиты используют примерно одну тактику. Айкидока позволяет себя атаковать, с тем чтобы использовать энергию движения нападающего. На первой стадии устанавливается взаимодействие с противником и выполняется захват. Через это соединение движение нападающего изменяется так, чтобы привести его к опрокидыванию через потерю равновесия (разбалансирование) и при необходимости выполнить контроль путем болевого воздействия на суставы рук.

Установление надежного механического соединения — ключевой момент для выполнения техники. Это соединение должно быть достаточно мощным, но одновременно достаточно мягким для того, чтобы можно было легко менять направления и углы действия, при этом обеспечивая непосредственную передачу усилий от тела айкидоки к телу нападавшего. Если в процессе выполнения приема такая связь прерывается или ослабевает, противник получает возможность продолжить атаку, так как становится неконтролируемым. Фактически с момента первого касания до самого конца приема нападающий находится постоянно на грани падения, будучи разбалансированным и неспособным восстановить контроль над своим телом.

Приемы айкидо выполняются весьма быстро и при этом одновременно мягко, вследствие чего атакующий практически не замечает момент выполнения техники и не успевает сознательно отметить, как и что происходит во время броска.

В настоящее время айкидо имеет большое количество различных школ и направлений, однако в основе всех школ лежат единые принципы и биомеханика движений, присущие этому боевому искусству.

Статья «В гармонии с агрессией» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2012).

©  Популярная Механика