Что случилось с уникальным космическим кораблём Буран. Это ответка СССР на Шатл из США, который забросили

15 ноября 1988 года произошло важное событие, которое навсегда изменило советскую космонавтику. В этот день на орбиту был выведен первый в истории страны многоразовый космический корабль «Буран».

Почему он взлетел только один раз и после этого от его использования отказались? Чем он так пугал США? И как здесь связана гонка вооружений? Давайте попробуем разобраться в этом вместе.

Кратко

1. Как появился проект «Буран»


21 июля 1969. Именно в этот день Нил Армстронг и Базз Олдрин совершили выход на поверхность Луны

В 70-х годах XX века в США праздновали победу в космической гонке. В 1969 году они стали первой страной, высадившей человека на Луну. В этот период президент Никсон объявил о начале проекта «Спейс Шаттл» — космического челнока, который мог бы многократно использоваться для доставки грузов между околоземной орбитой и Землей.

У американских властей были большие планы по дальнейшему освоению Луны, и создание такого корабля было необходимо для их реализации. Первоначально в Белом доме рассчитывали на 50 пусков в год. Если бы для этих целей использовались одноразовые ракеты, лунная программа стала бы слишком дорогой.

Запуск космического челнока «Колумбия»

Однако правительство СССР рассматривало развитие подобных челноков как существенную угрозу. В качестве аргументов приводились два предположения: США могли использовать космические челноки в качестве орбитальных бомбардировщиков-носителей ядерного оружия и опасались похищения советских спутников с орбиты Земли с помощью таких кораблей. (грузовой отсек челнока мог вместить даже советскую орбитальную станцию «Алмаз»)

Именно поэтому Брежнев поставил задачу подготовить «комплекс альтернативных мер для обеспечения гарантированной безопасности СССР». Так началась разработка отечественного челнока для военных и мирных целей.

◦ Назад к содержанию ◬

2. Как строили космический корабль будущего

В.П. Глушко и Г.Е. Лозино-Лозинский, руководители космической программы «Энергия — Буран»

В 1976 году было создано научно-производственное объединение (НПО) «Энергия», в которое вошли несколько крупных конструкторских бюро страны. Возглавил «Энергию» Валентин Петрович Глушко, который считается одним из основателей советской космической программы.

Главным инженером и проектировщиком, который работал над будущим прорывом в области космонавтики, стал Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, известный авиаконструктор, создавший истребители МиГ.

Факт, что к разработке космического шаттла привлекают создателя самых грозных истребителей в мире, еще сыграет свою роль в будущем.

В начале 70-х годов ГРУ СССР (Главное Разведывательное Управление) добыло чертежи проекта «Спейс Шаттл». Эта информация была достаточной для того, чтобы полностью скопировать разработки США. Однако осуществлению этого плана помешали два фактора. Во-первых, в США челноки конструировали с учётом использования твердотопливных ускорителей, которых не было в СССР даже на уровне аналога. Во-вторых, была изменена общая логика вывода шаттла на орбиту.

Давайте рассмотрим оригинальный проект «Спейс Шаттл». В нём старт челнока осуществляется за счёт собственных двигателей внутри корабля, которым помогают твердотопливные ускорители, и первичная подача топлива ведётся из внешнего источника. В случае с советской разработкой предполагалось, что «Буран» будет работать в тандеме с космической ракетой-носителем, рассчитанной на вывод на орбиту 100 тонн полезной нагрузки и работающей на кислородно-водородных двигателях.

Если упростить предыдущий абзац, то «Спейс Шаттл» выходил на орбиту практически автономно, а «Буран» выводился с помощью ракеты-носителя «Энергия».

Для реализации системы «Энергия — Буран» было скооперировано 1286 предприятий по всей стране. По оценкам, в проекте было задействовано до 2,5 миллиона человек. Задача стояла колоссальная — создать сверхтяжёлую ракету-носитель, орбитальный самолёт и вспомогательные комплексы: стартовые, посадочные, центры обслуживания и так далее.

Для реализации проекта не жалели ни денег, ни людей. Станислав Аксенов, один из участников проекта вспоминает — «За 8 лет я и мои коллеги ни разу не были в отпуске, в год имели по 2–3 выходных дня: на Новый год и Первомай. Было приказано не спать, не пить, не есть, а быстро делать нашу советскую альтернативу.».

Наглядное сравнение проектов

Чем дольше велась работа над проектом, тем яснее вскрывались два фактора. Во-первых, СССР отставали от США по времени готовности. Отстали прилично, 12 апреля 1981 года шаттл «Колумбия» ушел к звёздам аккурат в 20-ю годовщину полёта Гагарина. США смогли занять первое место в гонке создания челноков. Но второй фактор нивелирует эту победу. «Буран» был в разы технологичнее.

Для начала обратимся к цифрам: «Буран» мог находиться на орбите в течение 30 суток, обеспечивая комфортные условия для 10 человек, в то время как его американский аналог мог находиться в космосе только 20 суток, и на его борту могло разместиться лишь 8 человек. По грузоподъёмности «Буран» также превосходил своего американского предшественника на 5 тонн.

Однако главным преимуществом «Бурана» была его автономность. Даже на бумаге «Буран» внушал страх своей способностью действовать независимо. То, каким образом был совершён первый полёт нашего ответа Западу, навсегда останется в истории как один из величайших триумфов СССР.

◦ Назад к содержанию ◬

3. Полет шаттла Буран


Площадкой для первого полета «Бурана» был выбран, конечно же, Байконур.

По изначальному плану «Буран» должен был пилотироваться командой лётчиков-космонавтов под руководством Игоря Волка. Однако в процессе подготовки в НПО «Энергия» решились на один эксперимент — спроектировать уникальную бортовую ЭВМ и обучить ее на основе данных настоящих пилотов. Как и весь проект, ЭВМ создавалась в условиях абсолютной секретности.

Валентин Пустовский, один из ведущих инженеров проекта, говорил: «Нам только озвучивали параметры, которых нужно достичь. Про то, что наши изделия — компьютеры и датчики будут установлены в космический корабль, мы даже подумать не могли. Узнали обо всём, наверное, через полгода или даже через год после первого пуска. Все были удивлены, мягко говоря».

В качестве БЦВМ (Бортовая цифровая вычислительная машина) была использована ЭВМ «БИСЕР-4», которая использовала язык программирования «ДРАКОН» — «Дружелюбный русский алгоритмический язык, который обеспечивает наглядность». Кстати, до сих пор отдельные версии этого языка используются в разных областях. Например, в медицине. Именно на этом языке была написана программа полета и пилотирования шаттла.

Объём программного обеспечения составил 100 мегабайт. Эта величина в 1988 году казалась сумасшедшей.

Подопечные Игоря Волка так хорошо отладили работу БЦВМ, что руководство проекта приняло решение проводить первый запуск проекта в полностью беспилотном режиме. Так гласит официальная версия. По неофициальной — боялись потерять ценные кадры. Ведь во время испытаний к 88-му году уже насчитывалось три несчастных случая с летальным исходом. В успех проекта к тому моменту не верил уже даже Горбачев. При осмотре челнока на Байконуре генсек вынес неутешительный тезис: «Энергию» мы запустим, а «Буран» вряд ли».

Запуск челнока планировался на 29 октября 1988 года. Не получилось. За 40 секунд до старта сработала аварийная защита наземных систем

Итак, 15 ноября 1988 года. Вторая дата запуска. На утро было объявлено штормовое предупреждение, ветер дул такой, что срывал крыши со зданий. Лил проливной дождь со снегом. Как поведет себя автоматика в таких условиях — непонятно. Но с твердой руки руководителя полетов Владимира Гудилина было дано распоряжение: «Стартуем!». Команда «Пуск!» прозвучала ровно в 05:50. 500 секунд, и «Буран» оказался в космосе, сделал два витка вокруг Земли (ровно столько, сколько было заложено в программе) и начал заход на посадку.

«Буран» в процессе приземления

Местом посадки был выбран аэродром «Юбилейный». Посадка прошла идеально, несмотря на то, что челнок на высоте 20 км от земли резко отклонился от курса и зашел на посадку с восточной стороны вместо заложенной в него по программе западной. В момент смены курса руководство практически отдало приказ сбивать «Буран», но… челнок успешно приземлился. БЦВМ просто выбрал самый безопасный алгоритм посадки — с разворотом.

15.11.1988 космический челнок «Буран» побывал на орбите, выполнил все маневры и успешно (даже скорее красиво) приземлился в очень сложных метеоусловиях. Без помощи человека.

◦ Назад к содержанию ◬

4. Что стало с Бураном после полета


После успешного полета челнок еще несколько лет возили по всему миру. Это фото было сделано во Франции на выставке в аэропорту Ле-Бурже.

Казалось бы, после такого триумфа шаттлу уготовано большое будущее. Весь мир был в восторге от советской разработки. А в некоторых кругах даже стали говорить о планировании полета на Марс… Но «Буран» больше никогда не покинет Землю.

Причина тому одна — у страны попросту кончились деньги. Проекту «Энергия-Буран» не повезло выйти в релиз в конце 80-х, когда страна стояла на пороге масштабного кризиса и развала. СССР попросту не мог «тянуть» такие инвестиции. По оценкам разных источников, на весь проект было потрачено 14,5 млрд советских рублей (около 24 млрд долларов). И это только часть проблемы.

В 1993 году проект окончательно был закрыт, банально стране было не до освоения космоса на тот момент, хоть на последние деньги и было построено еще два челнока, в эксплуатацию их так и не ввели. Хотя по подсчетам главного конструктора НПО «Энергия», в 1995 проект мог выйти на самоокупаемость, а в 2003 начать приносить хорошую прибыль. Его никто не услышал.

wp-image-1272213wp-image-1272212

Слушать не хотели по той причине, что «Буран» никогда не планировался как «мирный шатл». По словам генерала Гудилина в интервью для канала «Россия 1», «гражданского применения «Бурану» никто не планировал». С самого начала и до конца проект задумывался как ассиметричный ответ Западу в гонке прогрессивного вооружения. В США наш челнок называли «советской ядерной бомбой из космоса».

Хотя у СССР никогда не было прямых доказательств, что «Спейс Шаттл» — это оружие победы в Холодной Войне. Этот аргумент был придуман правительством. Но Холодная Война закончилась поражением СССР. Не с кем воевать, не на кого сбрасывать бомбы из космоса. Да и денег на это нет.

12 мая 2002 года произошла трагедия, которая привела к гибели космического корабля. Шаттл, который смог отправиться в космос без участия человека и успешно вернуться, был уничтожен обрушением крыши одного из корпусов космодрома «Байконур». В результате несчастного случая не только погиб космический корабль, но и восемь рабочих.

Бесславный конец для великого изобретения СССР

По официальной информации, рабочие поднялись на протекающую крышу, чтобы застелить её рубероидом. Они не рассчитали вес материала и выгрузили его на крайнее стропило, которое надломилось. Разрушение пошло по всей крыше по принципу домино. Обломки, упавшие вниз, практически полностью уничтожили гордость советского научного дела.

Но ведь успели построить ещё два шаттла, спросите вы. Да, построили. Однако в эксплуатацию их так и не ввели. Второй корабль остался в музее космодрома «Байконур» и является собственностью Казахстана. А вот третий шаттл, наполовину покрашенный, сейчас находится где-то в Германии.

А еще «Буран» можно увидеть на памятной марке, посвященной юбилею космодрома Байконур.

В собственности России остались только документация и чертежи проекта. По словам Дмитрия Рогозина, уничтожить их не поднялась рука. Он также говорил 11 лет назад, что к проекту могут вернуться. Однако, как видите, этого не произошло.

◦ Назад к содержанию ◬

5. Что осталось после Бурана

Многоразовый космический корабль «Орёл»

Напоследок хочу отметить, что во второй главе я уже упоминал о том, что при разработке «Бурана» было создано множество инновационных технологий. Некоторые из них используются и по сей день. Например, двигатель РД-180, который до сих пор устанавливают на ракеты «Атлас-5», применяемые в США.

Термозащитный материал, разработанный для обшивки «Бурана», также нашёл своё применение в различных отраслях.

На основе разработок НПО «Энергия» создаётся современный многоразовый космический корабль «Орёл» (ранее известный как «Федерация»). Это отечественный проект, над которым работают, в том числе, авторы советского шаттла. На данный момент корабль находится на завершающей стадии строительства.

И на такой обнадеживающей ноте и заканчивается мой рассказ. Долгие прощания, лишние слезы. Хорошего дня!

◦ Назад к содержанию ◬

©  iphones.ru