Что случилось с климатом: миссия знаменитого экспедиционного корабля «Метеор»

30.03.2022, 11:41
В 2021 году в Глазго состоялась конференция ООН по климату. Уровень события, собравшего более 120 глав государств и правительств, подтверждает важность климатической проблемы для каждого жителя Земли. Дискуссии о климате становятся все более жаркими, и кажется, что разобраться в теме уже невозможно. Насколько в действительности велико наше влияние на климат планеты, какое место оно занимает среди других факторов? Как и почему менялся климат в прошлом и чего нам ждать в будущем?
Издательство Паулсен
Что случилось с климатом: миссия знаменитого экспедиционного корабля «Метеор»

Рамизу Алиеву, ученому и писателю в своей книге «Что случилось с климатом» удалось популярно изложить сложные, стоящие на стыке наук, понятия и теории изменения климата. Предлагаем вам ознакомиться с наиболее интересным отрывком. 

Золото Атлантики

16 апреля 1925 г. из порта Вильгельмсхафен вышел немецкий экспедиционный корабль «Метеор». Экспедицию начали готовить еще в 1919 г., в очень непростых условиях.

Германия только что потерпела поражение в Мировой вoйне и по Версальскому договору должна была выплатить репарации странам-победительницам. Бoльшая часть уцелевших кораблей немецкого флота также была отобрана. Поэтому научная экспедиция имела и политическое значение — это был единственный способ продемонстрировать присутствие немецкого флота в Мировом океане (Emery, 1980). Одним из инициаторов экспедиции был нобелевский лауреат, немецкий химик Фриц Габер, руководил ею немецкий океанограф Альфред Мерц. 

Чтобы не потеряться и всегда быть на связи, читайте нас в Яндекс.Дзене и не забывайте подписаться на нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках!

Судьба Фрица Габера могла бы стать предметом серьезного исследования на тему взаимоотношений ученого и власти и ответственности за результаты своих открытий. Во время Первой мировой вoйны он занимался разработкой химического оружия. Габеру приписывают фразу: «В мирное время ученый принадлежит миру, а во время вoйны — своей стране» (Hardy, 2017). Он лично участвовал в организации химической атаки у Ипра (1915). Это обошлось ему дорого. Его жена, тоже химик, не выдержала моральных страданий и покончила с собой. В 1919 г. Габер получил Нобелевскую премию за синтез аммиака из водорода и атмосферного азота. Открытый им процесс положил конец зависимости экономик от запасов чилийской селитры — основного сырья для получения взрывчатых веществ и азотных удобрений. Возможно, именно статус нобелевского лауреата спас Габера от скамьи подсудимых — после вoйны он разыскивался как военный преступник.

Экспедиционный корабль «Метеор», 1925 год seawarpeace.ru

В 1900 г. Сванте Аррениус, лауреат Нобелевской премии по химии, определил, что в 1 т морской воды содержится 6 мг золота. Если можно получать селитру из воздуха, то почему бы не извлечь золото из океана? И Габер начал искать способ выделения золота из морской воды, чтобы преодолеть тяжелейший экономический кризис. Экспедиция на «Метеоре» должна была отобрать пробы воды с различных глубин.

Однако оценки самого Габера, сделанные в конце 1920-х годов, показали, что золота в воде примерно в 1000 раз меньше, чем определил Аррениус — около 4 мкг/т. Более поздние исследования показали, что Габер тоже завысил содержание — примерно в 400 раз (Kenison Falkner, Edmond, 1990). Разумеется, золота добыть из морской воды не удалось, и выплата Германией репараций затянулась до 2010 г. Но, несмотря на неудачу с добычей золота, экспедиция «Метеора» стала одной из самых знаменитых в истории океанографических исследований.

«Метеор» был первым в мире научным кораблем, оснащенным сонаром. На протяжении столетий глубину моря узнавали с помощью лота — размеченной веревки с грузом на конце. Можно представить, каких трудов стоило одно-единственное измерение в глубоководной части океана. Да у моряков и не было такой потребности — какая разница,  один километр воды под килем или четыре? Глубиной океана заинтересовались лишь в 1850–1860-х годах в связи с прокладкой трансатлантического телеграфного кабеля. Тогда на картах Атлантики появилось Телеграфное плато, однако впоследствии его существование не подтвердилось. Еще около 500 промеров глубин было получено в первой научной океанографической экспедиции — кругосветном плавании корвета Королевского флота «Челленджер» (1872–1876). Катастрофа «Титаника» в 1912 г. заставила инженеров и ученых задуматься о том, как определять в воде расстояния до препятствий. В том же году был выдан первый немецкий патент на устройство для определения глубины с помощью звука. Вoйна ускорила разработки систем морской навигации, и к середине 1920-х годов сонары появились во Франции, Британии и США (Hardy, 2017).

За два года плавания (1925–1927) «Метеор» 14 раз пересек Атлантику. Экспедицию пришлось завершать без начальника — Мерц умер летом 1925 г. в Буэнос-Айресе, и командование принял капитан «Метеора» Фриц Шпиц. Экспедиция подробно исследовала рельеф дна Южной Атлантики, важнейшим ее результатом стало открытие Срединно-Атлантического хребта.

После Второй мировой вoйны «Метеор» был вывезен в СССР, где продолжал работать под именем «Экватор». В 1960-х годах знаменитый корабль пустили на металлолом.

В межвоенный период Фриц Габер продолжил свои опыты, результатом их стал «Циклон Б». Это вещество нацисты использовали для массовых убийств в лагерях смерти. В концлагерях погибли и родственники Габера. Сам он не дожил до этого — когда начались гонения на евреев, он покинул Германию и умер в 1934 г. в Швейцарии по пути в Палестину.

Подробнее о книге на сайте издательства Паулсен

©  Популярная Механика