Что «российский Amazon» и «российская Alibaba» смогут дать пользователям и каковы их перспективы

Мнения аналитиков и игроков рынка о двух параллельных проектах: «Яндекса» и «Сбербанка», «Мегафона» и «Газпромбанка».

В 2018 году несколько крупных российских компаний планируют развивать масштабные проекты, которые претендуют на звания «российского Amazon» и «российской Alibaba».

  • «Сбербанк» и «Яндекс.Маркет» работают над торговой площадкой, которая в том числе займётся трансграничной торговлей.
  • «Мегафон» с «Газпромбанком» и другими партнёрами хочет построить финансовую платформу, используя данные и возможности своей «дочки» — Mail.Ru Group.

Аналитики и участники профильных рынков по просьбе vc.ru оценили перспективы каждого проекта и потенциальные возможности, которые они могут дать клиентам.

Фулфилмент-центр Amazon в Чехии. Фото: Мартин Дивисек/Bloomberg/Getty Images

«Российская Alibaba» и её перспективы

«Мегафон» 8 мая объявил о создании совместного предприятия с «Газпромбанком», госкорпорацией «Ростех» и USM Holdings Алишера Усманова. Главный проект новой компании «МФ технологии» (МФТ) — создание и развитие финансовой цифровой платформы и сервисов на её основе.

Сделка. Новая компания оценивается в $450 млн. Сейчас МФТ на 100% принадлежит «дочке» «Мегафона» — Lefbord Investments Limited. По условиям соглашения «Газпромбанк» купит у этой компании 35% акций МФТ за $157,5 млн, «Ростех» — 11% за $49,5 млн, USM — 9% за 40,5%. Таким образом, «Мегафон» получит $247,5 млн и 45% в МФТ, при этом оператор внесёт в новую компанию часть своего пакета Mail.Ru Group — 5,2% экономической и 58,9% голосующей долей в интернет-холдинге. Оставшиеся 10% Mail.Ru Group «Мегафон» продавать не планирует.

Планы. На базе цифровой платформы партнёры хотят развивать платёжные сервисы, решения в сфере кредитования и другие финансовые проекты. «Самое понятное и простое» — это денежные переводы, говорил один из источников газеты «Коммерсантъ», которая первой сообщила о создании МФТ. В перспективе партнёры планируют использовать данные Mail.Ru Group о пользователях «ВКонтакте», «Одноклассников» и других своих площадок в кредитовании — по примеру крупных китайских технологических компаний, вроде Alibaba и Tencent.

Mail.Ru Group знает всё о своей клиентской базе и может предложить пользователю кредитную линию на условные 20 тысяч рублей. Фактически это замена кредитной карты — можно будет в цифровом виде получить и использовать кредит. Так делают многие китайские игроки — Alibaba Group, Tencent.

источник «Коммерсанта»

Исполнительный директор «Мегафона» Геворк Вермишян рассказал «Ведомостям», что в центре создаваемой совместно с «Газпромбанком» экосистемы, скорее всего, окажется платёжная карта «Мегафона» — её держатели и абоненты оператора получат доступ к новым кредитным, страховым и другим продуктам.

Второй блок проектов МФТ связан с разработкой программного обеспечения для других предприятий и разработкой специального ПО. Здесь логично сотрудничество с «Ростехом», пояснил Вермишян.

Кроме того, партнёры планируют сформировать инвестиционный фонд для вложений в перспективные технологические компании.

Для «Мегафона» и «Газпромбанка» это значительный рывок вперёд, и перспективы, с учётом постоянного роста доли онлайн-операций в финансах, значительны, рассуждает директор по электронному бизнесу УК «Альфа-капитал» Евгений Поляков. Число клиентов будет исчисляться миллионами, считает он.

По его словам, сделка попадает в тренды по активизации государственных инициатив в сфере цифровизации экономики и работе над удалённой идентификацией и дистанционным открытием банковских счетов.

История win-win: интеграция с крупнейшей российской интернет-площадкой (крупнейшие российские соцсети и одна из крупнейших почтовых систем) позволит участникам предлагать общим клиентам действительно необходимые и актуальные в моменте продукты — телекоммуникационные, банковские, страховые и прочие, причём практически на индивидуальных условиях, а также захватывать новых.

Для Mail.Ru Group это возможность качественно расширить линейку предлагаемых услуг, дополнительно монетизировать имеющуюся информацию о пользователях и ещё плотнее привязать клиента к себе.

Евгений Поляков
директор по электронному бизнесу УК «Альфа-капитал»

Аналитик компании «Открытие брокер» Тимур Нигматуллин относительно сделки настроен скептично: «Скорее всего, сделка совершается не столько ради экспансии и развития сервисов, сколько для снижения долговой нагрузки «Мегафона» и, например, снижения рисков попасть под санкции по аналогии с «Русалом» и снижения чувствительности к ним».

В отличие от совместного предприятия «Яндекса» и «Сбербанка» или в чём-то схожей сделки между Ozon и МТС, совместное предприятие «Мегафона», «Газпромбанка», «Ростеха» и USM не несёт в себе существенной добавленной стоимости для бизнеса. Между партнёрами будет распределено 5,23% акций Mail.Ru Group (58,87% голосов). При этом:

— Не анонсировано, что в капитал совместного предприятия будут вноситься денежные средства для развития, деньги за продажу получит «Мегафон». Упоминается лишь, что партнёры планируют сформировать совместный инвестиционный фонд для вложений в «перспективные технологические компании». Однако тут нет никакой конкретики.

— В сделку не заложен пакет акций для стимулирования менеджмента, что является лучшей отраслевой практикой на высококонкурентном рынке.

— Цели создания СП очень обширны и одновременно очень размыты. Там даже есть упоминание «коммерческих решений на базе технологии блокчейн». Это контрастирует с отсутствием бюджета и капитала.

Тимур Нигматуллин
аналитик компании «Открытие брокер»

Перспектив в развитии сервиса кредитования через социальные площадки аналитик «Открытия брокера» не видит. По мнению Нигматуллина, более интересным направлением является развитие сегмента кредитных карт и карт рассрочки.

Сейчас кредитование сложно перенести на социальные площадки, согласен с ним аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. Кредитование предполагает целый ряд операций, связанных с оценкой кредитоспособности заёмщика, стоимостью залога, страхованием здоровья, жизни или имущества заёмщика и так далее, так что это не вопрос ближайшего времени, считает аналитик.

Кредитование как один из субпроектов любой электронной площадки может быть живым проектом, однако говорить о займах как об основном бизнесе этих площадок не стоит, рассуждает управляющий партнёр iTech Capital Глеб Давидюк.

Партнёр аудиторской компании EY Антон Устименко, напротив, считает, что в России у онлайн-кредитования хороший потенциал роста. «Как показывает китайский опыт, финансовые услуги пользуются популярностью среди пользователей социальных сетей и мессенджеров», — говорит он.

По данным исследования EY, посвящённого перспективам развития финтех-рынка в России, средний рост альтернативного кредитования, включая p2p-кредитование, может составить более 50% в год. Для этого предстоит решить вопросы, связанные с регулированием, такие как лицензирование или партнёрство с банком, соответствие нормативам, сбор и обработка персональных данных, возможность удалённой идентификации, а также вложиться в онлайн-скоринг, чтобы использовать массив данных о пользователях, который есть у социальных сетей, для предоставления финансовых услуг.

Антон Устименко
партнёр EY
$178,6 млрд

составит в России объём финансирования, привлечённого гражданами с помощью альтернативных онлайн-инструментов, к 2035 году (прогноз EY)

В «Альфа-капитале» считают, что в этой истории больше интересны не кредитные продукты, а депозиты, инвестиции, карты и так далее. Партнёры смогут предложить пользователям более точные предложения, уверен Поляков: например, на почту пришли авиабилеты от одного из билетных агрегаторов, и пользователю тут же предложат оформить страховку для выезда за границу в один клик.

Что касается кредитования, то при желании банков можно предложить более низкие комиссии — на основе более точного скоринга и данных о финансах, которых нет у других площадок.

Что может предложить «российский Amazon» и каковы его перспективы

Пока Mail.Ru Group планирует развивать финансовую платформу, её главный конкурент — «Яндекс» — совместно со «Сбербанком» работает над торговой площадкой, которая должна стать российским аналогом Amazon.

В апреле 2018 года «Сбербанк» и «Яндекс.Маркет» закрыли сделку по созданию совместного предприятия, о которой они договорились в августе 2017 года. По условиям соглашения партнёры получат равные неконтрольные доли в проекте, который оценивается в 60 млрд рублей. Банк вложил в предприятие 30 млрд рублей.

Новая компания будет развивать три направления:

  • Создание маркетплейса, который займётся обработкой заказов, обслуживанием клиентов, организацией логистики и доставки.
  • Развитие трансграничной онлайн-торговли.
  • Развитие «Яндекс.Маркета», который останется площадкой для выбора товаров и сравнения цен.

«Яндекс.Маркет» хочет из агрегатора магазинов стать онлайн-гипермаркетом, который сам будет продавать товары и услуги по аналогии с Amazon, рассказывал глава сервиса Максим Гришаков в июле 2017 года.

В апреле 2018 года «Яндекс.Маркет» и «Сбербанк» запустили закрытое тестирование маркетплейса «Покупки» с собственной службой доставки. 21 мая партнёры открыли бета-версию площадки под новым названием «Беру» с бесплатной доставкой при заказе на сумму больше 3500 рублей.

Пользователи могут совершать покупки без перехода на сайты магазинов-партнёров и складывать в корзину товары разных продавцов. За сбор и доставку заказов будет отвечать «Яндекс.Маркет», в октябре 2017 года сервис открыл в Подмосковье свой первый складской терминал исполнения заказов площадью 30 тысяч квадратных метров.

Сейчас очень хороший момент для агрессивной экспансии на рынок онлайн-торговли, говорит аналитик «Открытие брокера» Тимур Нигматуллин:

  • Рынок онлайн-торговли в России в 2017 году вырос на 18%, количество заказов — на 22%. В 2018 году динамика сохранится, несмотря на эффект «высокой базы» на фоне укрепления рубля и снижения процентных ставок по кредитам.
  • Продажи некогда лидирующего ритейлера «Юлмарта» упали на 40%.
  • Сделки Ozon и «Яндекс.Маркета» подтверждают, что рынок перспективен.

Для онлайн-продаж в России крайне важны такие конкурентные преимущества, как доверие бренду и инфраструктура. «Яндекс» — один из самых узнаваемых и пользующихся доверием брендов в России. Инвестиции «Сбербанка» позволят развить онлайн-сервисы и офлайн-инфраструктуру.

Тимур Нигматуллин
аналитик компании «Открытие брокер»

В ближайшие пять лет на рынке электронной коммерции в России будет проходить консолидация, в результате один из крупнейших игроков получит 40–50% рынка, рассуждает Нигматуллин. Аналитик не исключает, что этим игроком может стать «Яндекс.Маркет».

4,9 млрд рублей

составила выручка «Яндекс.Маркета» в 2017 году — на 5% больше, чем в 2016 году

Управляющий партнёр сети магазинов »220 вольт» Алексей Фёдоров даёт другую оценку: в перспективе пяти лет проект может занять до 20% рынка интернет-торговли в России — это около 150 млрд рублей в год. «Это не очень большая сумма для «Сбербанка», но большая для российского рынка электронной коммерции», — отметил Фёдоров.

В течение ближайшего года деньги, которые выделил «Сбербанк», позволят команде «Яндекс.Маркета» ставить любые эксперименты, совершать любые ошибки, набирать лучших людей на рынке, чтобы научиться обрабатывать рынок Москвы и Московской области. Ведь в некоторых сферах на этот рынок по отношению к России приходится до 60% всех продаж.

Строить или арендовать терминалы в Новосибирске, Владивостоке и других городах будет интересно, когда они захватят большую часть московского рынка. В Москве сейчас развернётся настоящая битва.

Алексей Фёдоров
В 2017 году россияне потратили 1 трлн рублей на покупки в интернете

Электронная коммерция — огромный растущий рынок, на котором в России пока нет явного лидера. Для успеха в этой сфере критически важны качество системы логистики, технологии формирования цен и другие факторы, перечисляет президент венчурного фонда АФК «Система» Sistema VC Дмитрий Филатов.

Только большое платформенное решение может предложить пользователю лучшие цены, ассортимент и быструю доставку. За счёт этого платформа становится более привлекательной для покупателей, чем отдельные магазины.

Для бизнеса (продавца) платформа — это низкая цена входа на рынок, которая возможна благодаря использованию готовой инфраструктуры и доступ к большой аудитории. Если в ассортименте есть всё, что мне нужно, и мне не приходится искать где дешевле, то формируется привычка покупать всё именно здесь. Это очень важный единый покупательский опыт.

Дмитрий Филатов
президента фонда Sistema VC (инвестор Ozon.ru)

Российский рынок де-факто представлен одним супергигантом — Wildberries — и догоняющими его площадками, говорит начальник управления развития продуктов ДЦ «Микрон» Севак Мкртчян. Компания производит радиочастотные (RFID) решения для малого и среднего бизнеса и продаёт их в том числе на зарубежных рынках.

Открытие новых площадок для онлайн-торговли, конечно же должно повлиять на всю инфраструктуру рынка. Конкуренция будет способствовать увеличению качества предоставляемых услуг, снижению порога и цены на доставку товаров, увеличению количества инструментов для усиления лояльности к своему сервису. При масштабировании рынка такие сервисы также будут интересны потребителям из сопредельных стран, то есть будут стираться границы между государствами-членами ЕАЭС.

Севак Мкртчян
начальник управления развития продуктов ДЦ «Микрон»

Маркетплейсы имеют большой потенциал, сообщили vc.ru в «М.Видео».

Организуя каталог, доставку, сервисы, маркетплейсы существенно снижают порог входа на рынок электронной торговли для производителей и небольших торговых площадок.

Например, Goods, который развивает «М.Видео», «закрывает» большинство вопросов, связанных с продажей в онлайне, при этом расчёты с партнёрами ведутся по модели cost per sale, то есть продавец или производитель, который работает через маркетплейс, платит только за реально совершенные продажи.

Это направление в России только начинает развиваться, и чем больше будет игроков и форматов, тем быстрее будет рост, для успешной онлайн-торговли важны не только сами магазины, но и инфраструктура вокруг — логистика, платежные инструменты, сервисное обслуживание.

пресс-служба «М.Видео»

Чего от проекта «Яндекс.Маркета» и «Сбербанка» ждать потребителю и бизнесу

«Яндекс.Маркет» уже сейчас знает о российском покупателе и его предпочтениях больше, чем любой отдельно взятый интернет-магазин. Этим он и собирается привлечь пользователя, ожидает Алексей Фёдоров. Если объединить Big Data «Яндекса» и Big Data «Сбербанка», а это данные о всех платежах и покупках клиента, то в России появится самый мощный инструмент для таргетирования на конкретного пользователя нужного ему товара в нужное время, рассуждает он.

Обладая такими объёмами данных, они сократят сроки доставки в России в разы. И за такие сроки вы будете готовы переплачивать по отношению к Wildberries, а если цены будут такие же, то выбор очевиден: доставка завтра или даже сегодня вечером играет для клиента гораздо более существенную роль, чем разница в стоимости в 10% на товары в 3000 рублей.

Алексей Фёдоров
управляющий партнёр сети »220 Вольт»

В первую очередь СП «Сбербанка» и «Яндекса» станет отъедать доли продавцов электроники, товаров для дома и ремонта, игрушек, бытовой химии и косметики, ожидает глава Group Commerce USA Никита Бовыкин. Его компания занимается продажей товаров на Amazon.com. Бовыкин считает, что для переманивания пользователей существующих крупных площадок партнёры воспользуются классическими приёмами, как демпинг цен и бесплатная доставка.

По данным Фёдорова, закупщики «Яндекс.Маркета» уже ходят по рынку и заключают прямые контракты с вендорами и поставщиками, чтобы те размещали товары на их складах, минуя оптовых посредников. Прежде всего, речь идёт о бытовой технике и электронике и DIY-рынке. Тем игрокам, у которых есть сложная система учёта контроля размеров, цветов и других параметров, пока ничего не грозит, говорит управляющий партнёр »220 Вольт».

Фёдоров считает, что малый бизнес может рассчитывать на сотрудничество с новой площадкой только в том случае, если в ближайшие два года сможет предложить востребованные товары, которые хорошо продаются в других интернет-магазинах. В ином случае речи о мелких поставщиках и производителях и быть не может, поскольку сейчас «Яндекс.Маркет» физически не может размещать уникальные редкие товары — его задача взять объёмом и оборотом.

Малый и средний бизнес может получить «грандиозные» возможности, если «Сбербанк» и «Яндекс» собираются повторит точь-в-точь модель FBA (fullfilled by Amazon), рассуждает Никита Бовыкин.

FBA предоставляет сторонним продавцам сервисы хранения и логистики, а так же даёт доступ к открытой конкуренции на маркетплейсе. На Amazon более 80% продаж в штуках продают сторонние продавцы.

Я думаю, что если нечто похожее реализуется, то под угрозу попадут не только онлайн-ритейлеры, но и производители, чью продукцию сейчас продают сторонние вендоры. Wildberries, Lamoda, «М.Видео» — закрытые маркетплейсы, то есть сторонний продавец никогда не выйдет в топ без помощи сотрудника внутри компании. Если конкуренция будет открытая, то у малого бизнеса откроются отличные возможности получить кусок ранее недосягаемого рынка.

Никита Бовыкин
гендиректор Group Commerce USA

Гендиректор eBay в России Илья Кретов говорит, что создание новой экосистемы на базе двух существующих больших систем должно иметь для малого и среднего бизнеса две цели: снижение расходов и повышение объёмов продаж.

Доступ к непропорционально большей экосистеме для малого бизнеса должен дать операционную простоту, доступ к ресурсам, доступ к принципиально большему объёму рынка реализации продукции и смежных услуг и технологий.

Илья Кретов
гендиректор eBay в России

#ритейл #сбербанк #яндекс #мегафон #mailrugroup

©  vc.ru