Что нужно сделать Apple, чтобы преодолеть проблемы
Apple сейчас лихорадит. Продажи iPhone сокращаются практически ежемесячно, смартфоны продаются не лучшим образом, а на ключевых рынках сбыта покупатели все чаще предпочитают гаджеты конкурентов.
Тим Кук начал год с негативного обращения к инвесторам, после чего стоимость акций Apple снизилась еще на 8%.
Несмотря на это, у купертиновцев есть все шансы выйти из ситуации уже в этом году.
На чём сейчас зарабатывает Apple
Доход компании Apple по категориям продуктов с 2005 по 2018 годы
На данный момент большую часть дохода Apple приносят продажи iPhone. Доля смартфонов занимает пугающие 62% от всего дохода компании.
Если айфоны перестанут продаваться, у Кука появятся большие проблемы. Поэтому стратегию надо постепенно менять.
Нужно правильно перераспределить усилия, доработать некоторые проекты и сделать ставку на другие продукты.
Что точно не поможет Apple
Купертиновцы давно поняли, что вечно зарабатывать только на iPhone не получится. Показательны случаи с iPod и MacBook, когда доли продуктов в доходе Apple за пять лет снижались с 36% до 5% и с 39% до 8% соответственно.
Сейчас iPod фактически никого не интересует, а продажи MacBook сравнялись с суммарными продажами других устройств (HomePod, Apple TV, AirPods и прочие).
Медленно наступающая пост-ПК эра снижает продажи компьютеров Apple, но при этом не особо увеличивает продажи iPad — успешно работающие планшеты давно есть у большинства покупателей.
Не все так гладко и с продажей других гаджетов. Последние несколько лет эта категория стабильно приносит Apple 5–6% дохода. Это временное явление, пока все желающие не обзаведутся наушниками, колонками и приставками с «яблочком».
Поэтому знаковой является проходящая в эти дни в Лас-Вегасе выставка технологий CES 2019. Большинство производителей техники для дома и умной электроники уже заявили о внедрении в свои девайсы поддержки систем AirPlay 2 и HomeKit.
Это значит, что на рынке появятся колонки, пульты управления умным домом, телевизоры и другие устройства, которыми можно будет управлять при помощи Siri. Через некоторые получится слушать музыку с iPhone и смотреть фильмы из iTunes Store.
Уже в текущем году ожидается снижение продаж и так не блещущих на рынке Apple TV и HomePod. Гораздо выгоднее будет взять 4K телевизор от Samsung, который получит 90% возможностей колонки и приставки из Купертино.
А что тогда может спасти Apple?
Для выхода из сложной ситуации Apple необходимы несколько прорывных продуктов в разных нишах.
Новый iPhone
Речь про действительно новый смартфон с большим количеством нововведений и интересных фишек, каким стал iPhone X в 2017 году.
Во-первых, пора избавляться от приевшейся челки и встраивать все необходимые датчики и камеры в корпус или переходить на «дырявый дизайн».
Во-вторых, напрашивается переход на распространенный порт Type-C для зарядки и синхронизации. Отсутствие данного разъема в iPhone нынешней осенью будет провалом.
В-третьих, двухсимочные версии нужны для всех регионов. В Купертино уже отошли от сложившегося правила не выпускать iPhone с поддержкой пары сим-карт. Пора распространить такие модели по всему миру.
Тогда у пользователей связки iPhone X + iPhone SE появится достойная альтернатива без необходимости выискивать смартфон из Гонконга.
В-четвертых, нужно больше расцветок для iPhone. Не нужно заставлять пользователей выбирать между флагманом в скучном цвете или бюджетной моделью с ярким корпусом.
Давно пора добавить флагманам (сейчас мало кто верит, что iPhone XR получит обновление) сразу несколько ярких цветов оформления.
В-пятых, никакого подорожания. Цены на iPhone и так задраны до предела. Потребители не готовы ежегодно обновлять гаджет с ценником больше 80 тыс. рублей.
Если в Apple решатся на спасительное снижение цен, то логично будет приберечь его до выхода новых моделей на рынок.
iPhone XI со всеми вышеперечисленными фичами сможет возобновить интерес аудитории к линейке смартфонов Apple.
Порядок в линейке MacBook
Компьютеры Apple приносят в последние годы не больше 8% дохода и смотрятся на редкость странно. Вместо того, чтобы сконцентрироваться на выпуске одной-двух добротных моделей и минимизировать издержки, Кук и компания вносят неразбериху.
Сначала появляется обновленный MacBook Air, но при этом с прилавков не пропадает старая модель. Сразу становится непонятной судьба проигрывающего по многим параметрам конкурентам 12-дюймового MacBook.
А ведь ещё есть MacBook Pro без Touch Bar, который в этом году вообще не стали обновлять. Какой-то хаос.
Не стоит пытаться предоставить пользователю три ноутбука по одной цене, при этом называя новый iPad Pro заменой данным ноутбукам. Все уже запутались.
Происходит всё это на фоне непрозрачной ценовой политики, когда пользователей заставляют выбирать между сканером Touch ID в MacBook Air и мощным процессором в MacBook Pro.
Нужно срочно наводить порядок, оставлять в продаже лишь актуальные модели MacBook Air и более дорогие модели MacBook Pro с Touch Bar.
Новые крутые сервисы
В последние годы наблюдается рост доли дохода от подписок и сервисов компании. Это направление следует развивать дальше.
Во-первых, сделать iCloud полноценным облаком. Когда работа с файлами в этом сервисе по удобству и возможностям сравнится с конкурентами, многие захотят перенести свои данные к Apple — как минимум потому, что ей больше доверия, чем какому-нибудь Google.
Решиться на такое при достойных условиях (и цене) смогут не только пользователи яблочной техники, но и владельцы Windows-ПК и Android-смартфонов. Для них нужны лишь годные приложения.
Во-вторых, нужно развивать Apple Music. Стриминговый сервис Apple давно проигрывает конкурентам по качеству музыкальных подборок и алгоритмов рекомендаций.
Ничего выдумывать не нужно, просто посмотрите на Spotify или Google Music и сделайте так же. Да и Яндекс Музыка в наших реалиях выглядит на порядок лучше сервиса от Apple.
В-третьих, пора запускать собственный видеосервис. Покупка фильмов напрокат или навсегда уже мало кого интересует. Мы хотим платить фиксированную плату и регулярно смотреть новые сериалы в хорошем качестве.
Успех гарантирован, если получится заручиться поддержкой региональных каналов для показа IPTV и реализовать все это в виде кроссплатформенного решения для приставок и умных телевизоров — без привязки к Apple TV.
В-четвертых, при наличии нескольких сервисов с ежемесячной оплатой следует организовать единую подписку со скидкой. Это позволит склонить сомневающихся и привязать сразу ко всем сервисам тех, кто иначе бы продолжал отдельно платить за iCloud и Apple Music.
Итог. Что нужно делать Куку
2019 год для компании Apple будет невероятно важным. Ждем выпуск знаковых продуктов и появление годных фирменных сервисов.
1. Крутой iPhone в новом дизайне, с новыми фишками и без региональных ограничений. Возможно, придется немного снизить цену.
2. Порядок в линейке MacBook: более доступный Air и более мощный Pro. Никаких спорных решений с одинаковым ценником.
3. Давно пора выпускать свой стриминговый видеосервис, дорабатывать iCloud и Apple Music, объединить все это в общую подписку.
Работы полно. Надеемся, что Apple извлечет правильные выводы из сложившейся ситуации. Как когда-то iOS исправили выходом 12-ой версии, так и во всём остальном компании пора навести такой же порядок.