Что не так с истребителем F-35: проблемы авиации V поколения
После выхода в серию к многочисленным техническим проблемам истребителя F-35 добавились и так называемые «физиологические эпизоды» с пилотами — резкое ухудшение их здоровья в ходе испытательных полётов. К 2017 году американцы зарегистрировали 29 подобных инцидентов. Пять из десяти «физиологических эпизодов» в том году произошло между 2 мая и 8 июня на базе ВВС США «Люк» в штате Аризона. В результате полёты истребителя F-35 на авиабазе были приостановлены, а после их возобновления было зарегистрировано ещё три «эпизода».
В течение нескольких месяцев с пилотами работали военные эксперты, но причина появления данной проблемы оставалась для специалистов загадкой. Симптомы были похожи на кислородное голодание, но могли также свидетельствовать и о повышении уровня углекислого газа в крови. В качестве вероятных причин «физиологических эпизодов» медики называли нарушение потребления кислорода тканями организма, декомпрессионную болезнь и обезвоживание. Система кислородного питания на самолётах оказалась полностью исправна, поэтому эксперты искали любые другие факторы, которые потенциально могли оказать влияние на дыхание пилотов.
Чаще всего на необъяснимое ухудшение самочувствия жаловались пилоты модификации F-35A: с версией F-35C случилось лишь пять эпизодов, а с F-35B — всего четыре. Тем не менее, некоторые лётчики из-за этого категорически отказывались выполнять испытательные полёты на F-35. Разобраться в проблеме решил авторитетный военный врач, полковник ВВС США Джей Флоттманн. Для этого он совершил три полёта на истребителях-бомбардировщиках ВМС США. Первый полёт проходил на самолёте, оснащённом системой подачи жидкого кислорода LOX, два других были укомплектованы современными кислородными станциями OBOGS.
Полковник считает, что «эпизоды» вроде головокружения, покалывания пальцев и нарушения зрения, возникают из-за взаимодействия систем истребителя, условий полёта и снаряжения экипажа. В совокупности эти факторы оказывают избыточное воздействие на организм человека. Снаряжение экипажа и предполётные допуски у американских ВВС и ВМС отличаются: последние не проверяют маску пилота на возможность утечки кислорода и затягивают нагрудный ремень сильнее, а основная нагрузка от нательного жилета распределяется между передней и боковой частями живота.
Флоттманн уверяет, что это способствуют ощущению сдавливания грудной клетки и небольшим затруднениям при дыхании ещё до взлёта. Он также отметил, что OBOGS в период нагрузок подаёт воздух слишком резко, а наблюдавшийся в ходе одного из полётов кашель указывает на ателектаз, вызванный высокими нагрузками, сдавливающим грудь костюмом и неравномерным поступлением кислорода. Врач считает, что повышенное содержание кислорода в сочетании с работой регулятора дыхания отрицательно влияет на самочувствие. Полковник рекомендовал ВМС США наладить более плавную работу устройства и скорректировать концентрацию подаваемого кислорода, а также исследовать, как износ снаряжения влияет на дыхание.