Что можно предъявить Связному в ситуации заказа AirPods за полцены
После скандала с магазином Связной и наушниками AirPods за 6 590 рублей, многие покупатели возмущаются неправомерностью отмены своих предзаказов.
Мы живём в правовой стране со своими законами. В России работу интернет-магазина регламентируют два основных нормативных документа: федеральный закон «О защите прав потребителей», а также дополняющие его в части онлайн-торговли «Правила продажи товаров дистанционным способом».
Разбираемся с определениями, и то, как аргументирует «Связной» отказы от заказов.
Мы — не юридическая компания, просто собрали данные из открытых источников. Возможно, Связной прокомментирует данный материал.
Связной говорит: предзаказ = не покупка
Читаем договор и понимаем, что компания ошибается в определениях.
Итак, согласно официальному ответу пресс-службы «Связной» в компании считают, что сделки «купли-продажи» не было. Цитирую:
Стоит отметить, что были оформлены не заказы, а предзаказ. Предзаказ — это лишь право на покупку, и он не является фиксацией стоимости.
По законам РФ это не так.
Согласно Постановления Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (см.документ):
Предложение товара в его описании, обращённое к неопределённому кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора.
То есть, другими словами, компания сама предлагает совершить сделку, адресованное одному либо нескольким лицам (физическим или юридическим). Чтобы оферта стала договором, клиент должен совершить акцепт — принять оферту.
Смотрим оферту «Связного»
Руководители интернет-магазина сами могут определить действие, которое должен совершить клиент, чтобы принять оферту. Например, это могут быть оплата товара или подтверждение согласия с условиями оферты.
Согласно, официальном документу Публичной Оферты на сайте «Связного», условиями заключения договора с Покупателем считаются:
1.4.1. в случае приобретения Товара на условиях предварительной оплаты — с момента получения Продавцом соответствующего сообщения о намерении Покупателя приобрести Товар, сопровождающегося действиями, направленными на оплату Товара;
1.4.2. в случае оплаты Товара по факту его получения от Продавца или Курьерской службы — с момента выдачи Продавцом/Курьерской службой Покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату Товара.
После нажатия кнопки «Купить», продавец точно получал подтверждение намерений клиента приобрести товар по предложенной цене. Другими словами, называть совершенную публичную оферту «предзаказами» будет ошибочно.
Более того, в том же документе «Связного» (п.1.15), указывается, что
«Предзаказ» — представляет собой информационную услугу, которую Продавец оказывает Покупателям на безвозмездной основе. В рамках услуги Предзаказ Продавец информирует Потребителя о начале продаж интересующего его Товара посредством выбранного им способа оповещения.
Данная услуга ни в коем случае не является предложением заказать товар, т.е. публичной офертой, т.к. не отвечает требованиям предложения заключить договор и не содержит ряд условий, необходимых для заключения договора розничной купли продажи.
Называть информационной услугой списание денег с банковских карт клиентов у юристов «Связного» вряд ли получится.
Казалось бы, безоговорочная победа покупателей? Всех счастливчиков ждут заветные AirPods по 6 590 руб? Не совсем. В договоре оферты «Связного» есть отличная лазейка.
Связной отказывается отдать наушники за полцены
Забавно, но вместо того, чтобы рассказывать в пресс-релизе про закупочные цены и невозможность продавать ниже себестоимости, представители компании просто могли указать про волшебный пункт 1.6 своего же документа «Публичная оферта», размещённого на сайте:
Срок действия Оферты в отношении конкретных, отдельных позиций Товара из ассортиментного перечня Товара, представленного на Сайте Продавца, или в Электронном каталоге, расположенном в салоне Торговой сети Продавца, или в Приложении, может быть ограничен сроком наличия соответствующих позиций на складе Продавца или условиями настоящей Оферты.
Связной действительно может отказать в продаже соответствующего товара, просто обозначив, что «товар закончился».
Смогут ли юристы доказать в суде вообще факты продажи подобных товаров? Думаю, да. Вероятно, компании действительно придётся осуществить продажу товаров первым покупателям «акционных» наушников. Какова будет партия? Зависит от жадности и понимания репутационных потерь руководителей компании.
Вопрос лишь в том, обязан ли был интернет-магазин сообщать о возможном ограниченном количестве товаров в момент заказа? Вероятно, нет. Покупателей просто отправят изучать договор оферты. Увы.
Подводим итоги
Наушники по низкой цене, может быть, кому-то продадут. Но это не точно.
В случае, если вы «участвовали в акции», но не оплачивали заказ, рассчитывая это сделать в одном из магазинов, скорее всего вы действительно получите отказ. Заключённый договор действительно могут назвать «Предзаказом» и отказать в его исполнении, назвав его исключительно информационной услугой.
В случае, если вы оплатили товар картой, стоит попробовать идти до конца, ссылаясь на российское законодательство и заключённый и подтверждённый (электронным кассовым чеком) договор «купли-продажи». Представители компании, наверняка, за выходные получили соответствующие адекватные инструкции, и будут ссылаться на п.1.6, просто информируя об отсутствии соответствующих позиций на складах.
Тем не менее, разбираться со сложившейся ситуацией компании предстоит долго. Судя по количеству гневных отзывов, без суда обойтись не получится.