Что хорошего в том, что от вас ушел сотрудник
Предприниматель Полина Радченко рассказала изданию Profit банка «Ак Барс» о плюсах потери кадров, своем опыте по выстраиванию системы подбора, удержании сотрудников.
Поделиться
Несколько лет назад у меня была сотрудница, которая ушла. Искать и организовывать зарубежные образовательные программы для детей и взрослых пришлось полностью самой.
Тогда казалось, что это катастрофа: мы вложили в человека время, деньги и силы, обучали, платили зарплату — и все зря. Сейчас я уверена, что из-за своевременного ухода сотрудника выросли и компания, и я как управленец. Вот что мне удалось сделать после ухода сотрудника.
Улучшить систему управления персоналом
Иногда люди уходят потому, что хотят попробовать себя в чем-то другом, а иногда — из-за того, что им плохо на работе. Моей сотруднице было плохо: я проанализировала почему, и изменила свое представление о системе управления персоналом.
Пересмотрела вопрос мотивации
Обычно говорят о двух видах мотивации:
- материальной, то есть зарплате и бонусах;
- нематериальной — атмосфере на работе, признании, ощущении стабильности.
Из-за неопытности я игнорировала важность нематериальной мотивации и думала, что денег достаточно, чтобы сотруднику было комфортно.
С новой сотрудницей я учусь держать баланс и мотивировать не только денежными бонусами. Например, хвалить и благодарить, но не перехваливать; давать ей возможность сообщить радостную новость клиенту, сделать что-то новое самой и поделиться результатами.
Увеличение заработной платы — эффективный способ поднять боевой дух сотрудника, однако он работает лишь какое-то время, пока новый уровень дохода не станет для человека привычной нормой. Нематериальная мотивация — занятие гораздо более творческое, во многом зависит от культуры менеджмента в компании. Если сотрудника хвалят, учат, привлекают к значимым проектам, повышают в должности, слушают, то компания может обойтись небольшими вложениями в материальную мотивацию.
Алинарекрутер в международной компании
Делегирование
С этим у меня все еще бывают проблемы: взвалить все на себя, потом вспомнить, что есть сотрудник, взвалить все на него. Или попросить что-то сделать и забыть проконтролировать.
С новым сотрудником мы пробовали разные способы распределения дел и контроля за их выполнением, остановились на Trello. Мне нравится, что все хранится в одном месте, я ничего не забываю. Программа предупреждает, когда что-то «горит». Так выглядит наш рабочий процесс:
В Trello работа организована через карточки для каждой задачи: внутри можно писать комментарии, прикреплять документы, ставить сроки, добавлять других участников
Конечно, у нас бывают перекосы и перегрузы, но это связано с сезонностью бизнеса.
Система работы с персоналом разная в каждой компании — только вы знаете, что работает в вашем случае. Разговаривайте с сотрудниками: интересуйтесь, как они себя чувствуют, все ли их устраивает. Как и везде, нужен баланс. Но если человек не на своем месте, то никакая мотивация не поможет — отпускайте.
Найти квалифицированного сотрудника
Из-за того что моей помощнице было некомфортно, она выполняла свою работу плохо, а это отпугивало клиентов. В результате компания теряла в прибыли и в имидже. Вскоре после ухода сотрудницы клиентов стало больше, и работа улучшилась. Сотрудник — это ресурс, который помогает развивать бизнес, а не тянет его вниз.
Когда я нанимала нового человека, то уже знала, чего от него хочу. Написала объявление, получила 20 откликов, отобрала пять человек, после интервью осталось два кандидата. Работу получила более зрелая как личность девушка с опытом участия в международной программе.
У нас работал юноша в техподдержке. Ему казалось, что его коллеги общаются с нормальными клиентами, а он с «идиотами». Оказалось, что парню не в техподдержку надо было, а в футбол. Стоило ему отправиться исполнять свое предназначение, как «идиоты» превратились в нормальных людей. Каждому нужно быть на своем месте. Увольняйте и увольняйтесь, но делайте с любовью и по велению сердца.
Владимирдиректор по развитию в Fort Telecom
Если бы не ушла предыдущая работница, не знаю, когда бы я встретила хорошую сотрудницу, которую через полгода спокойно оставляла одну в офисе. Воспользуйтесь чьим-то уходом как возможностью встретить нужного человека.
Прокачать себя
Когда много делегируешь, то забываешь о том, как работает конкретный процесс. Или не знаешь о новинках с технической стороны. Если сотрудник ушел, а выполнять его работу некому, можно попробовать самому. Прокачка мозга никому не повредит. Главное — следить за балансом и не делать чужую работу, чтобы не перегореть.
Например, в обязанности моей сотрудницы входило оформление студенческих виз J-1 в США. Я научила ее, а сама ни разу за полгода этого не делала. После ухода работника мне пришлось вернуться к этой задаче. Когда я открыла визовую анкету, то поняла, что половина изменилась, а половину я забыла. Постепенно я вспомнила и изучила все детали оформления визы. На десятой анкете стало легко.
Эта ситуация помогла мне понять, что возвращение к забытым задачам облегчает понимание процесса изнутри. Например, сейчас я знаю точно, сколько времени занимает подготовка документов на визу J-1 в США, могу более-менее объективно планировать рабочий процесс с новой сотрудницей.
Три года назад моя компания начала развивать сингапурское направление. Я налаживал сотрудничество с университетами, а моя подчиненная общалась со студентами: вела их от начала и до конца. После ее ухода мне пришлось заниматься еще и студентами. При моей нагрузке это казалось нереально. Но я узнал много нюансов о подборе программ в Сингапуре, о том, как оформлять все документы для зачисления и визы. И хотя сейчас этим занимаются новые сотрудники, я всегда на подхвате, могу чем-то помочь. Знание нюансов работы помогает решать проблемы.
Виталийруководитель отдела в образовательном агентстве
Если у вас есть свободная минутка, попробуйте поработать с задачей ушедшего сотрудника. Даже если вы не будете делать это всегда, знание процесса изнутри облегчит работу. Если кто-то заболеет или уйдет в отпуск, вы всегда можете сесть на место сотрудника и выполнить его задачу, чтобы компания ничего не потеряла.
Сэкономить деньги
Если нагрузка позволяет, то работу ушедшего сотрудника можно распределить между оставшимися людьми и сэкономить на зарплате, взносах в фонды и других расходах.
Моя сотрудница ушла в кризис. Сначала я переживала, но потом поняла, что могу финансово облегчить дела компании. В целом ежемесячные издержки бизнеса у нас небольшие: зарплаты, связь, аренда. Помимо этого, несколько раз в год мы проводим промопрезентации и международный экзамен по английскому языку. Несмотря на поддержку головной компании, свои вложения тоже нужны.
Я «копила» зарплату ушедшего сотрудника для таких мероприятий — в основном на рекламу и небольшие инициативы. Например, в прошлом году на презентацию о Канаде мы заказали у кондитера имбирное печенье с канадским флагом. В другой раз сделали новый красивый баннер с логотипом компании для мероприятий.
В нашем случае свободные деньги пошли на имиджевую рекламу и формирование лояльного отношения к компании, потому что для нас очень важно показать присутствие человека в бизнесе — человека, который помогает другому человеку, а не просто продает услугу организации.
Мы производим и продаем полезные сладости, привозим их на дом. Доставкой занимался курьер, но он ушел. Вместо того чтобы найти нового, мы стали развозить сладости сами, а сэкономленные деньги вложили в упаковку продукции. Неожиданно новая упаковка привлекла стабильный поток покупателей. Небольшие вложения «лишних» денег окупили себя в три раза.
Еленапомощник руководителя кондитерской
Уход сотрудника — это повод задуматься о том, что можно улучшить в бизнесе, в себе как управленце. Даже если вы уволили человека по его вине, в таких ситуациях тоже много пользы. Любой бизнес — это регулярный выбор, потому что мир меняется: люди уходят, арендатор продает площадь, государство меняет правила налоговой дисциплины.
Как стать хорошим начальником
Меня вдохновляют лидеры, которые не только добиваются измеримого результата, но и остаются авторитетом у подчиненных, — человеком, к которому приходят за советом, не боясь гнева, отказа или увольнения.
Чтобы стать таким руководителем, нужно учиться. Хорошо, когда есть наставник или опытный друг-предприниматель, который может научить. Если советоваться не с кем, можно приходить общаться в клубы, на мероприятия для предпринимателей, они есть и в соцсетях, и в офлайне.
Был период, когда я зачитывалась книгами по управлению, но после прочтения нескольких кажется, что все они одинаковые. Если я читаю такие пособия, то стараюсь подкреплять их тезисы практикой: опробовать теорию в своем деле, спросить у других предпринимателей, было ли у них так, найти реальный случай в мировой практике. Что-то оказывается бесполезным, а что-то отлично приживается.
Книги, которые сформировали меня как менеджера:
- «Дело не в кофе: Корпоративная культура Starbucks», Говард Бехар.
- »45 татуировок менеджера», Максим Батырев.
- «От хорошего к великому», Джим Коллинз.
- «Сначала скажите «нет», Джим Кэмп.
- «Наказание наградой», Альфи Кон.
Как выиграть, если ушел сотрудник
- Изменить систему мотивации персонала. Найти свою.
- Нанять квалифицированного сотрудника. Еще лучше предыдущего.
- Вспомнить старые или узнать новые задачи, чтобы лучше разбираться в сложных вопросах.
- Сэкономить деньги и вложить их в развитие бизнеса.
© vc.ru