Что делать с контентом?

Что делать с контентом?

При покупке устройства для чтения или при возникновении мысли «начать читать электронные книги», обычно у потребителя сразу возникает вопрос о том, где и как брать книги, то есть контент, ради которого всё и стоит когда-то начинать вновь.

Оговорки здесь никакой нет, бо́льшая часть людей на какое-то время забрасывает чтение художественной литературы после школы, и на первом месте оказывается техническое, или специализированное чтение, что скорее чистая информация, нежели литература в чистом виде. Из чего следует мысль, что главная мотивация людей после 30 лет сделать переход на электронное чтение — это художественная литература. Тот, кто хотел бы читать техническую литературу, свой выбор делает несколько раньше основной целевой группы, которая формирует массовый рынок электронного чтения. Кроме того, нельзя исключать крупную группу читающих людей, которые вполне нормально обходятся бумажными книгами и достучаться к ним можно только через мотивацию «быстрой загрузки книги», на что делает упор лидер рынка во всем мире — компания Amazon. Их лозунг «загрузка книги за 30 секунд» работает уже почти 10 лет.

Было время, когда вариантов получения контента было не так много и практически всё изначально оцифровывалось энтузиастами. Время прошло и сейчас их называют «пиратами», хотя бы потому, что они стали слишком сильно влиять на коммерческий рынок, где авторам и книгоиздателям попросту неуютно вкладывать силы, время и деньги туда, откуда отдачи слишком мало или вообще нет. Списать на пиратство, конечно, проще всего, если не видеть список того, что издается и как мало средств вкладывается в рекламу и популяризацию «книги», как ценной вещи.

Энтузиасты не только оцифровывали книги для себя, но и выкладывали их в Интернет, чтобы с кем-то поделиться, или как в случае с Максимом Мошковым и его библиотекой, по его собственному утверждению — «файлы собирались в одном месте как вид коллекционирования». Это был первый образец «файломании». Мошков собирал именно файлы, потому что сам не читал электронный контент примерно до 2002 года, пока у него не появилось первое устройство для чтения REB1100.

Но тогда же, на заре становления электронных книг, важным мотиватором потребителей «начать читать электронные книги» было наличие именно бесплатного контента. Бо́льшая часть продавцов устройств, так и озвучивала мотивацию, когда цеплялись за покупателя в магазине — «купите эту модель, а книг в Интернет очень много». Мол, есть из чего выбрать, а главное всё это бесплатно и в огромном количестве.

Кто мог устоять от искушения в то время, когда других мобильных развлечений попросту не было или они были доступны ограниченному числу любителей ручных компьютеров?

Сейчас это сложно понять, ровно так же, как принять простую мысль, что кино, сериалы и музыка стали массовым явлением примерно с первый десяток лет, а если учитывать ещё и мобильные приложения, то рынок вообще, можно сказать, в новорожденном состоянии. Шесть лет, но какие?! За это время пользователи уже настолько привыкли, что всё это время кажется просто вечностью, и другой ситуации попросту не было никогда! Сейчас сложно понять — как жили без мобильных программ и чем занимались в дороге.

Примерно такое же ощущение было в первое время зарождения электронных книг. Сложно было представить, имея специализированное устройство, чем еще можно заниматься перед сном или по дороге на работу. Чтение было как «машина времени» — только сел в вагон метро или в автобус, уже и приехал!

Первый контент в электронном виде пользователи бережно хранили и коллекционировали. Раскладывали по папкам. Так хотелось показать знакомым свою коллекцию! Делали резервные копии. Мало ли что? Не хотелось что-либо потерять! Позже, эта страсть осталась только у заядлых «файломанов», а основная масса читателей научилась удалять из устройства прочитанные книги. Позже — удалять вообще из компьютера и со всех носителей, хотя бы потому, что привыкли к мысли «всё есть в Интернет».

Буквально последние пару-тройку лет пользователей Интернет напугали шаги коммерческих издательских структур по блокировке пиратских ресурсов. На какое-то время «файломания» вновь стала массовым явлением. Люди качали всё без разбора, на всякий случай и про запас! Но и к этому привыкли, научились обходить блокировки и копить книги опять стало не таким актуальным занятием, тем более, по простой логике и статистике ReadRate — только треть книг интересны читателям, и то не каждая оказывается прочитанной до конца.

Вновь возникает вопрос — что делать с контентом? Нужно ли его хранить? Если «да», то «как и где»?

На самом деле — это всего лишь кажется, что хранение файлов актуально только для тех, кто предпочитает копировать книги бесплатно. С пиратским контентом как раз проще всего по принципу «что легко пришло, то легко уйдет». Опытные читатели прекрасно помнят, как закрывались легальные торговые площадки контента, причем это были не мелкие конторы, а довольно известные бренды. В действительности, закрывшихся площадок гораздо больше, чем только Nuvomedia, SoftBook, RCA или Sony. Часть компаний давали время пользователям, чтобы скопировать купленный электронный контент до закрытия магазина, другая часть переводила потребителей в другую компанию, сохраняя все их покупки. Например, Sony не очень долго думала, а передала потребителей японской компании Rakuten, которая владеет канадской Kobo. У этих читателей, при желании, все книги доступны, надо лишь войти в учетную запись Kobo Books.

Подобная ситуация не обходила стороной и наших отечественных потребителей. К общей картине добавилась формулировка «отзыв лицензии у торговой площадки на право продажи». Теперь, далеко не во всех компаниях у пользователей есть доступ к книгам, которые ранее были куплены, но у торговой площадки больше нет прав на распространение. Характерный пример — книги серии «Этногенез». Их покупали, срок действия лицензии прошел, и издательство даже судилось с торговой площадкой из-за недопонимания юридических тонкостей. Но суть в том, что ранее купленные книги по-прежнему можно загрузить из магазина, если они куплены, хотя они больше и не продаются по окончании лицензии. Так поступают далеко не все продавцы, это осложняет понимание «лицензионного контента» у законопослушных потребителей.

То есть, ситуаций может быть огромное количество, но каждый раз именно конечный потребитель контента решает для себя главную проблему — как поступать с контентом и можно ли доверять навязчивой мысли, что каким-то образом всё и по-прежнему будет в сети?

Если выше был пример с легальными магазинами, то не стоит заблуждаться насчет «пиратского» контента. Он также имеет тенденцию в какой-то момент пропадать из сети, или находится в ограниченном количестве мест.

Есть «пиратские» книги, которые сейчас довольно сложно найти за ближайшие пять-десять минут. Тут накладываются логические и проблемы информированности. Не все ищется и не ко всему есть доступ у читателей. Самый простой пример — книги из серии о Гарри Поттере. Было время, когда фантазии Джоан Роулинг были не интересны отечественным издателям. Энтузиасты ходили и говорили: «обратите внимание на Поттера — это перспективная литература на ближайшие 20 лет»! И тут, как и в случае с цифровым контентом, нашлись энтузиасты, которые не только оцифровали книги о Гарри Поттере, но и перевели их на русский язык. Одним из самых популярных переводов тех времен была работа «Маши Спивак». Она прочитала первый роман Джоан Роулинг и пришла от него в такой восторг, что сразу же взялась за сложный перевод. Её муж выложил перевод в интернет, и творение Марии стало невероятно популярным! И вот сейчас — то самое время, когда сложно будет найти все семь книг в её переводе, а они откровенно лучше официальных от издательства Росмэн. Появился перевод от издательства «Махаон». В середине прошлого года права на издание Роулинг в России были куплены за миллион долларов издательской группой «Азбука-Аттикус» и сегодня оно предлагает читателям новую версию «Гарри Поттера».

Как в такой ситуации поступает в большинстве случаев потребитель пиратского контента? Естественно, находит и пользуется только тем, к чему может дотянуться в сети Интернет или ему умышленно кто-то подсказал «что надо читать» и «где взять»! Спивак, Махаон, Росмэн, Азбука… да, какая собственно разница, когда есть файл и его можно прочитать. Мало у кого из читателей есть задача — найти разные варианты, чтобы выбрать что-то лучшее. Разница, конечно, есть, но не на потребительском уровне, тем более, когда бесплатно.

Помните пословицу про «уксус»? Это реально работает!

Как же поступать с контентом? Нужно ли его копить, классифицировать, удалять? Ответ у каждого свой! И он довольно схож, как и в случае с бумажными книгами. Их тоже хранят, их тоже выкидывают, дарят, обмениваются или продают.

Но!

С позиции конечного потребителя и законодательства в области авторских прав — электронный контент нельзя продать и тем самым от него избавиться, освободить место на диске или компенсировать стоимость ненужной книги! Любая книга становится файлом после приобретения. Здесь и сейчас всё неважно — приобретена книга за деньги или просто так, бесплатно!

И это еще одна проблема электронного контента — отсутствие ценности.

Похожие публикации:

  • Эволюция ридера
  • Система сбыта спичек
  • Kindle Unleashed
  • Обзор Kindle Voyage: в ожидании комфорта
  • Событийный маркетинг

©  ebook