Три болезни руководителей высшего звена
Осторожно: высокомерие, подхалимство и профессиональная деформация могут докатиться из начальственных кабинетов до ИТ-отделов, пишет Computerworld.
Почему же во многих компаниях дела идут неважно? Google, когда-то считавшийся "убийцей" империи зла, сам стал первым претендентом на получение короны темных сил. Со всеми его проблемами по сохранению секретности, обвинениями в слежке и враждебностью по отношению к нейтралитету в Сети, Google словно повернулся спиной к тому, что пропагандировал, т.е. к лозунгу "Не причиняй зла". Facebook потратил столько времени на борьбу с сохранением секретности, что мог бы запросто принимать участие в международных соревнованиях по подобным видам борьбы. По мнению некоторых критиков, компаниям надо чаще прислушиваться к своим клиентам, совершенствуя то, что они сейчас предлагают, и меньше времени тратить на попытки захвата каждого сегмента рынка в Силиконовой долине. Про Apple вообще все говорят как про высокомерную и диктаторскую компанию.
Так как же эти корпорации, слывшие когда-то "принцами света", перешли на сторону темных сил? О чем думали лидеры этих компаний? Есть еще три более волнующих вопроса: меняет ли начальство чей-то взгляд на мир? Страдают ли эти начальники от болезней, которым мы не всегда подвержены? Могут ли эти болезни как-то повлиять на ИТ-отделы? Ответ на все эти три вопроса, к сожалению - "Да, иногда".
Если не привязываться к географии и не ограничиваться профессией, то существуют три заболевания, которые могут инфицировать даже самых уважаемых и могущественных героев. Те, кто еще полны энтузиазма и энергии, должны высматривать источник подобной "заразы" и стараться избежать его любой ценой.
Высокомерие - это наиболее распространенное заболевание среди руководителей высшего ранга. Чувство, что вы настолько хороши, что не можете быть неправы, ломает руководителей, политиков и даже целые корпорации. Высокомерие может привести умных людей к принятию неслыханно глупых решений. Подобная заносчивость свирепствовала, например, в компании Enron. Там считали, что все, что бы они ни делали, правильно, а все то, что предлагали руководители, должно быть узаконено, потому что Enron мог сделать из этого деньги. К несчастью для Enron, компания страдала от высокомерия конечной стадии и, в итоге, "почила в бозе". Она не только больше не существует, но многие из ее бывших прежних руководителей попали в тюрьму.
Некоторые критики уверены, что Microsoft страдает от такой же болезни. По мнению Microsoft, они лучше знают, что им надо, поэтому обращать внимание на заказчиков - пустая трата времени.
В ИТ-организации высокомерие зачастую проявляется в снисходительном отношении к пользователям. Среди симптомов, например, можно отметить фальшивые комментарии и шутки на счет тех, кто приносит доходы, которые ИТ-отделы с удовольствием тратят. А более серьезные случаи включают в себя неспешные ответы на требования пользователей, длительное изучение очевидных положительных сдвигов и жесткость в составлении графиков, исполнении и одобрении изменений.
Вторая болезнь руководства - это подхалимство. Она выражается в том, что руководители окружают себя людьми, которые говорят им только то, что те хотят услышать. Страдающие болезнью лести отождествляют несогласие с предательством и неверностью. Новые или антагонистические идеи не дозволены, и те, кто их озвучивает, объявляются вне закона. Во многих книгах об администрации Джорджа Буша рассказывается, как ото всех требовалась преданность не только к президенту, но и к его идеям. Недовольных убирали с постов. В мире бизнеса кое-кто считает, что Oracle, к примеру - опасное место для тех, у кого мнения не соответствуют общепринятым.
Симптом подхалимства в ИТ - это организация, где отсутствуют инновации, где вознаграждение и продвижение больше зависит от того, кого вы знаете или с кем вы согласны, чем от выполняемой вами работы. Квалификация, усердная работа и преданность не ценятся, а вызывают подозрение, а политика и дружба зачастую заменяют рациональное принятие решений.
Третьей болезнью можно назвать профессиональную деформацию, которая характеризуется тем, что на мир смотрят с точки зрения одной профессии или организации, и убеждения, что какая-то профессия или компания гораздо важнее остальных. Разрушительное воздействие профессиональной деформации можно наблюдать в ответах экс-банкиров, работавших на американское правительство во время мирового экономического кризиса 2008 года. Они вообще не брали в расчет тех, кто работал в производстве или логистике, а считали главными только банки и банкиров. Они были настолько заражены этим вирусом, что единственно разумным выходом считали спасение людей вроде них, банкиров с многомиллионными зарплатами. Их совершенно не волновали мысли о том, чтобы они могли сделать, чтобы подержать работников среднего класса.
Банковская отрасль не единственная в своем роде. Автомобильная промышленность тоже считает, что она одна единственная незаменимая отрасль, и "то, что хорошо для General Motors, хорошо для Америки". Когда Facebook выступает с предложением убрать секретность аккаунтов, его отношение тоже напоминает утверждение: "Что хорошо для Facebook, хорошо и для пользователя".
Профессиональная деформация в ИТ характеризуется наличием эгоцентричной ИТ-организации, которая не способна понять, что ее единственная и главная функция заключается в обслуживании других. Ее сотрудники считают, что они предоставляют какие-то вещи (компьютеры, сети, приложения), но не услуги компании. Они частенько путают понятия, для чего они нужны, а нужны они для правильного функционирования предприятия, а вовсе не потому, что они являются ядром компании.
Инфицированные
Хотя эти болезни могут атаковать кого угодно, серьезность заболевания зависит от уровня инфицированного. Инфицирование молодого сотрудника может принимать легкую форму, а вот вспышки болезни среди руководителей высшего звена могут быть очень заразны. Известно, что продолжительное течение болезни может вызвать изменение культуры компании, а в некоторых случаях даже летальный исход, выражающийся, например, в аутсорсинге всего ИТ-отдела.
Так как можно справиться с этими тремя болезнями? Не все успешные люди начинают с подобных недугов. В почти каждом случае они являются приобретенными, возникшими после заражения успехом. В большинстве случаев корни здорового управления существуют, хотя, возможно, и скрываются под личиной болезнетворных микробов привилегий. Самое главное - найти способ выявить затерянные антигены против этих болезней. Если вы их откроете, непременно сообщите, ведь многие еще их так и не нашли.
© @Astera