"Вебинары - это современная форма общения"
Интервью с Дмитрием Скрипниковым, генеральным директором компании COMDI.
- Что такое вебинар? Что отличает "настоящий вебинар" от других форм видеообщения? Наличие каких характеристик услуги обязательно для продуктивного использования вебинаров в бизнесе?
- Вебинары – одна из форм коллективной работы, позволяющая участникам эффективно обмениваться знаниями, находясь за тысячи километров друг от друга. По сути, вебинары очень похожи на обычные семинары – те же доклады и обсуждения, демонстрация презентаций, вопросы и ответы, причем все эти инструменты можно свободно комбинировать. Но при этом у вебинара обязательно есть центральная фигура – лектор, который отдаёт знания, и множество тех, кто эти знания впитывает, это слушатели. Простейший вариант вебинара – лекция, однако современные технологии позволяют поддерживать и другие сценарии с обратной связью и интерактивностью. Кроме того, ведущий может на время передавать свои функции другому человеку, например, эксперту в каком-то вопросе. А может выступать модератором, координируя работу нескольких лекторов.
И все это происходит через интернет в режиме реального времени. Таким образом, хотя все участники вебинара физически находятся далеко друг от друга, он формирует объединяющую их виртуальную комнату и даёт им полный набор инструментов общения. К таким инструментам относятся: видео- и аудиосвязь, средства обмена текстовыми, видео- и звуковыми файлами. Более того, лектор может демонстрировать всей аудитории экран своего компьютера или окно определенной программы, показывать презентации и видеофильмы, инициировать совместную работу с документами, проводить экспресс-опросы, видеть каждого слушателя. Всё это создаёт чрезвычайно эффективную среду передачи знаний, разумеется, если все эти возможности используются с умом, а материалы продуманы и качественно подготовлены.
При этом, если провайдер правильно спроектировал свой сервис, пользователям для полноценного участия в вебинарах достаточно стандартного браузера и веб-камеры. Это очень удобно.
- Чем вебинар лучше обычного очного семинара с точки зрения его организатора? В чем его преимущества?
- Основное преимущество связано со снижением затрат на общение. Вебинары заменяют длительные и дорогостоящие поездки, и компания отказывается от командировочных расходов. А это – немалые суммы и большая экономия времени. Причем без какого-либо ущерба для эффективности встреч.
Возьмем, например, взаимодействие с региональными клиентами и партнерами. Естественно, что чем больше такого общения, тем лучше. Но далеко не каждая компания в состоянии за свой счет регулярно собирать своих клиентов и партнеров. Поэтому, как правило, на мероприятии присутствуют только участники из того города, в котором оно проходит. Чтобы охватить большую территорию приходится организовывать длительные road show, когда группы специалистов последовательно переезжают из одного города в другой. Но ограничения, приведшие к этой схеме, сегодня уже совершенно искусственные, и вебинары позволяют их преодолеть. В онлайне мероприятие проводится один раз – сразу для всех городов, находящихся в близких часовых поясах. По статистике, это увеличивает аудиторию в 1,5-2 раза.
И еще: записи вебинаров можно просматривать многократно, что важно для усвоения сложного материала.
- При решении каких бизнес-задач вебинары могут принести наибольшую пользу?
- Я бы выделил три основные области, где значимого эффекта достичь проще всего. Первая такая область – маркетинг и продажи. Вебинары позволяют выяснить или сформировать потребность в товаре или услуге, продать их или привлечь аудиторию, превратив её в клиентскую базу для последующих продаж. Вторая область – корпоративное обучение и построение системы внутренних коммуникаций, третья – обучение пользователя, техническая поддержка, а иногда и дистанционное устранение проблемы.
Во всех вышеперечисленных случаях эффект легко оценить. Но есть и такая составляющая, как имидж. Вебинары – это современная форма общения, используя которую, компания подчеркивает свой новаторский дух, умение быть впереди конкурентов. Так легче выделиться, одержав победу за главный ресурс – память и эмоции потребителя. А это и формирует лояльность.
Приведу пример. ОАО АКБ "Пробизнесбанк" на базе нашего программного обеспечения смогло решить несколько задач: организовать обучение сотрудников всех филиалов, входящих в финансовую группу, провести повышение квалификации руководителей подразделений, тренинги и аттестацию персонала, прямые видео-трансляции в интернет с выступлений руководства перед сотрудниками. Даже рабочие совещания руководства стали проводиться дистанционно. В итоге благодаря вебинарам и веб-совещаниям топ-менеджеры получают возможность персонально обращаться ко всем сотрудникам компании. А мгновенная готовность веб-видеосвязи и ее способность передать эмоции спикера позволяет донести информацию в кратчайшие сроки и с максимальным уровнем доверия.
- Можно ли построить бизнес на базе вебинаров? Такие проекты в России есть?
- Да, это одна из перспективных сфер применения технологии. Сегодня рынок различных информационных продуктов - учебных курсов, всевозможных тренингов, руководств - переживает взрывной рост. Но традиционные носители (например, книги или DVD) создают множество проблем. Это и затраты на производство и логистику, и угроза пиратства. Но главное, эти носители не дают живого общения, настоящей обратной связи и контроля за усвоением материала в режиме реального времени. А для эффективного взаимодействия лектора с аудиторией это главное. Вебинары же всё это полностью поддерживают, более того, ставят во главу угла. А остальные мультимедийные учебные материалы, задействованные в вебинаре, лишь поддерживают и усиливают процесс.
Более того, именно в нашей стране потенциал применения этих технологий, на мой взгляд, особенно велик. У нас много прекрасных специалистов в различных областях знаний, многие из которых прекрасные консультанты и преподаватели. А возможности приобретения знаний в большинстве российских городов, мягко говоря, достаточно ограничены. То же относится к миллионным русскоязычным диаспорам в странах ближнего зарубежья. Вебинары – это мост, который может связать поставщиков и потребителей знаний, сформировать здесь цивилизованный рынок.
Это не теория, таких проектов уже немало. Приведу несколько примеров.
Один из лидеров российского биржевого рынка, холдинг "Финам" предлагает огромное число учебных курсов и семинаров для опытных и для начинающих инвесторов по всей России. С помощью виртуальной площадки веб-коммуникаций COMDI компания получила возможность приглашать лучших спикеров отрасли; на мероприятиях выступают профессионалы, имеющие существенный опыт успешной работы на финансовых рынках. С помощью вебинаров регулярно организуются встречи инвесторов с эмитентами и представителями бирж, то есть вебинар это инструмент, востребованный как в образовательном процессе, так и в обеспечении коммуникации. Проект, запущенный в начале 2010 года, стал очень популярным - сегодня семинары отдельных лекторов собирают аудиторию более чем в 1000 единовременных слушателей!
- Это возможно только для крупных организаций? Или вебинары доступны и малому бизнесу? А сегменту SOHO?
- Доступны всем, и это очень важно. Для проведения веб-конференции или вебинара не нужно арендовать дополнительные каналы для поддержки работы пользователей в регионах, не требуются специалисты для настройки и сопровождения инфраструктуры.
При онлайн-мероприятиях расходы составляют менее 30 руб. на человека. Они, в основном, состоят из аренды виртуальной комнаты для проведения трансляции, то есть, по сути, организатор платит только за использование сервиса. К примеру, у лидера российского рынка вебинаров разовое мероприятие на 30 участников стоит всего 1000 руб. А 1800 рублей можно проводить неограниченное число таких мероприятий для 50 слушателей в течение целого месяца! Исходя из этого, можно прогнозировать тот бюджет, который организация может себе позволить.
- Как лучше внедрять вебинары: на основных или поддерживающих бизнес-процессах, в рамках существующей организации работ или перестраивая бизнес-процессы под возможности нового инструмента коммуникаций?
- Тут нет общего рецепта, так как наилучшая стратегия зависит от особенностей организации и позиции её менеджмента. Первый вариант даст наиболее масштабный эффект, но требует более тщательного управления изменениями. Второй вариант – консервативный. Риски здесь минимальны, и остается больше возможностей для экспериментов. А третья схема идеально подходит для стартапов и крупных предприятий, находящихся в стадии реструктуризации.
- Каких ошибок надо избегать?
- Я бы выделил две основные ошибки.
Первая – это нежелание подумать, как сделать вебинар интересным и как правильно применять многие возможности по взаимодействию с аудиторией. Все это не сложно, но правила есть, и их надо знать. Главное помнить, что в вебинаре участвуют люди, а не компьютеры, что вебинар не фильм, здесь нельзя "вещать".Поэтому структуру вебинара надо выстраивать так, чтобы значительное время было отведено диалогу с вашими клиентами, партнерами и потребителями. Надо поддерживать внимание слушателей. Для этого есть различные эффективные приемы, но проще всего периодически задавать вопросы. Необязательно чтобы на них ответили все слушатели, но это заставляет их сконцентрироваться на теме. Например, рассказывая про способы рекламирования продукции, стоит поинтересоваться, о каких способах аудитория уже знает. И тут же скорректировать план доклада.
Нельзя забывать, что аудиовизуальный контакт лектора с аудиторией важен скорее в психологическом плане, чем в дидактическом! Надо подготовить информативные и визуально привлекательные мультимедийные материалы, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И надо выстаивать визуальный ряд, чередуя показ лектора с другими "картинками": экраном компьютерной программы (на котором, как на доске, возникают формулы, которые в этот момент пишет и объясняет преподаватель) или с видеофрагментами. Такие фрагменты могут, например, показывать особенности поведения представителей целевой аудитории, или что-либо еще, помогающее связать закадровый текст с запоминающимся образом.
Вторая ошибка – это отсутствие должного внимания к выбору провайдера сервиса вебинаров. Преимущества этого вида общения проявляются только в одном случае: если "картинка", которую видят пользователи, безупречна. Но если аудитория находится за границами МКАД, провайдер может гарантировать это, лишь если опирается на так называемую сеть передачи видеоконтента с соответствующим географическим охватом. Важно и то, гарантирует ли провайдер каждому клиенту сохранение качества сервиса при возрастании нагрузки на свою инфраструктуру, ведь она одновременно используется многими организациями и может быть задействована в сотнях показов. Пожалуй, сегодня с пиковыми нагрузками может справиться только полноценная облачная инфраструктура. Всё это надо выяснить и сравнить, уделив особое внимание соглашению о качестве обслуживания.
В выборе провайдера есть еще несколько не очевидных, но существенных моментов. Важно, чтобы лектор, слушатели и даже проектировщик вебинара могли пользоваться сервисом без установки какого-либо дополнительного ПО. Это принципиально, так как упрощает сбор аудитории и подключение экспертов. Кроме того, дополнительное ПО может запретить политика информационной безопасности. И ещё: сегодня всё более важна поддержка одновременной работы с различными устройствами, включая смартфоны и планшеты. Причем пользовательский интерфейс сервиса должен автоматически подстраиваться под возможности устройства, сохраняя не только функциональность, но и usability.
© @Astera