Сотовые операторы растят абонентскую базу себе в убыток
После того как в апреле подключения сотовых операторов в Петербурге незначительно снизились, май снова показал положительную динамику по количеству новых контрактов. Эксперты связывают это с увеличением сезонного спроса и прогнозируют, что ситуация останется ровной еще длительное время. В то же время низкое качество вновь привлекаемых абонентов может ударить по рентабельности бизнеса компаний, предостерегают они. После несколько провального апреля статистика подключений сотовых операторов через дилерские сети снова приобрела положительную динамику. По данным CNews, всего в Петербурге в мае было продано 184 тыс. новых контрактов, что на 5% больше марта (175 тыс.) и на 14% — апреля (161,6 тыс.) соответственно. Кроме того, если в апреле ряд операторов снизили объем подключений по сравнению со среднемесячным, то в мае все без исключения компании превысили собственные показатели за предыдущие месяцы 2008 г. Также на первом месте по количеству новых контрактов осталась МТС с 71,5 тыс. договоров (71 тыс. на протяжении трех предыдущих месяцев). На втором месте «Билайн» — 44 тыс. новых контрактов (40,1 тыс. в апреле), затем «Мегафон» — 32,2 тыс. (32,1 тыс.), Tele2 — 28,7 тыс. (15,8 тыс.) и «Скайлинк» — 3,7 тыс. (2,6 тыс.). На общем фоне выделяется Tele2: компании удалось в мае подключить на 81% больше абонентов, чем в предыдущем месяце. Аналитики связывают это с тем, что стратегия компании, направленная на развитие альтернативных каналов продаж, начала приносить плоды. Напомним, что Tele2 первая начала активно распространять SIM-карты через промоутеров на улицах и в гипермаркетах. Кроме того, сейчас оператор развивает собственную сеть фирменных салонов в Петербурге и области. В том, что альтернативная розница будет подогревать рост продаж SIM-карт Tele2 достаточно долго, эксперты пока не уверены. «Судя по темпу роста количества подключений, эта стратегия приносит дивиденды, однако это не означает, что так будет всегда», — прокомментировал аналитик Денис Кусков. По мнению генерального директора аналитического агентства «Рустелеком» Юрия Брюквина, стратегия Tele2 по развитию альтернативной розницы действительно успешна. «Это видно даже по тому, что все игроки „большой тройки“ повторили ее в той или иной вариации, то есть альтернативные методы прочно вошли в инструментарий маркетологов», — рассказал он. Основной спрос на SIM-карты летом формируют туристы и абитуриенты, в большом количестве приезжающие в вузы в северной столицы Что касается доли салонов сотовой связи в подключении новых контрактов, то, по оценке Дениса Кускова, по-прежнему активная борьба за первое место здесь ведется между «Евросетью» и «Связным». На приличном удалении от этих компаний по объемам подключений сети «Телефорум», «Диксис», «Ультра», «Цифроград», «Беталинк». По мнению управляющего розничной сетью «Телефорум» Игоря Алехина, совокупный объем подключений — не единственный показатель, по которому можно оценивать работу дилеров в «командном» зачете. Большую роль также играет и показатели эффективности отдельного салона, которые зависят от ряда факторов — проходимости точки, качества работы персонала. По мнению Алехина, бесспорное лидерство по эффективности подключений на один салон сейчас удерживает «Связной». Доля «Диксиса» и «Ультры» по объему подключений превосходит долю «Телефорума», а показатели эффективности, наоборот, у них ниже. В целом же, по мнению экспертов, объем новых контрактов сотовых операторов стабилизировался и растет незначительно еще с января месяца текущего года. Последний значимый скачок отмечался в декабре 2007 г., но тогда он был обусловлен сезонным спросом в преддверии новогодних праздников. Рост количества подключений в мае объясняется также рядом нескольких сезонных факторов, пояснил Денис Кусков. Сейчас основной спрос на SIM-карты сотовых операторов формируют туристы в связи с началом летнего сезона, а также абитуриенты, в большом количестве приезжающие в северную столицу для поступления в вузы. Еще один сезонный фактор — востребованность роуминговых приложений, актуальных для уезжающих в отпуск и путешествия. В поисках более выгодного тарифа роуминга абоненты зачастую готовы сменить оператора. Кроме того, большинство операторов недавно обновило тарифные линейки, запустив ряд новых приложений, что также подтолкнуло часть абонентов к смене оператора. На фоне прироста абонентской базы операторов вопрос о ее качестве остается открытым, полагают обозреватели рынка. По словам Юрия Брюквина, данные за первый квартал 2008 г. показывают, что рынок сотовой связи, несомненно, насыщен. На замедляющем рост рынке поиск новых абонентов становится нетривиальной задачей. В то же время привлечение абонентов, которые через какое-то время могут просто выкинуть SIM-карту, негативно влияет на рентабельность бизнеса операторов, считает эксперт. «Одновременно с выручкой от продажи SIM-карты растут и издержки на привлечение новых абонентов, складывающиеся из дилерского вознаграждения и затрат на рекламу. Операторы умело жонглируют этими показателями и не открывают статистику по конкретным регионам, но есть серьезные опасения, что таким образом рентабельность их бизнеса падает», — заключил он.© Сота1