Club.CNews: Кейс для менеджера (А ваш SAP /ERP система/ встроен в систему управления?)
Отчеты в управленческом учете по TOC.
Общая часть
Предлагаемые в статье шаблоны отчетов представляют собой адаптацию и развитие предложенной Т. Корбеттом в книге «Управленческий учет по ТОС» идеи типовых шаблонов отчётов управленческого учёта. Эти отчеты позволяют проводить анализ «что - если» для принятия управленческих решений по методологии TOC.
Упомянутые выше шаблоны разработаны авторами статьи в формате Excel. Для целей публикации эти таблицы адаптированы (модифицированы). Заинтересованные лица могут обратиться для получения прототипов к авторам по электронной почте.
На рис. 3.1 показана «логистическая бизнес-модель» Компании. (McKinsey употребляет термин «логическая диаграмма»). Мы назовем эту модель «Логистической схемой бизнеса». По Голдратту, – это единая управляемая система. В Системе выделены:
· подсистема Снабжения (закупка и получение сырья и комплектующих),
· подсистема Трансформации (исходных материалов в готовый продукт)
· подсистема Продаж (продажа и поставка готовой продукции).
Компания функционирует в рыночной среде и взаимодействует с этой средой с помощью подсистем Снабжения и Продаж.
подсистема Трансформации |
подсистема Продаж |
подсистема Снабжения |
Рынок Рынок
Рис.1 Логиcтическая схема бизнеса
Рынок может представлять ограничение (по Голдратту) деятельности компании:
· или по входу (ограничение в подсистеме снабжения)
· или по выходу (ограничение в подсистеме продаж).
Работу с рыночными ограничениями на входе: принятие управленческих решений на базе анализа отчетов управленческого учета, мы рассмотрим в разделе настоящем разделе этой статье. Следующие разделы статьи будут посвящены соответственно работе с ограничениями на выходе и ограничениями внутри компании.
Построение эксперимента принятия решения «ограничение на входе».
Описание ситуационной модели
Все данные модели инкрементальны для расчетного периода (месяц).
Предположим, мы имеем «идеальное» предприятие по производству трех изделий: P1, P2, P3, для которых мы закупаем на рынке элементы комплектации (детали): EC1, EC2, EC3.
Таблица 1. Входимость элементов комплектации в изделия
Идентификатор элемента комплектации | Стоимость детали, в рублях | Количество используемых элементов комплектации по видам изделий (продукции) в штуках | ||
P1 | P2 | P3 | ||
ЕС1 | 100 | 1 | 2 | 3 |
ЕС2 | 200 | 2 | 3 | 1 |
ЕС3 | 300 | 3 | 1 | 2 |
Каждое изделие в производстве проходит через три рабочих центра (последовательность прохождения, в нашем случае, роли не играет).
Операционные расходы (OE) по рабочим центрам (заработная плата рабочих, мастеров, расходы на электроэнергию и т.д.) приведены в таблице 2. В этой таблице приведены также временные ресурсные затраты на производство одного изделия на каждом рабочем центре.
Таблица 2. OE по рабочим центрам и расход ресурсов на производство изделия
Идентификаторы Рабочих центров (Ресурсы производительности) | Операционные расходы на функционирование ресурса (рублей в месяц) | Использование мощности ресурсов на производство изделия по видам продукции (в минутах) | ||
P1 | P2 | P3 | ||
РЦ1 | 150 000 | 8 | 16 | 24 |
РЦ2 | 450 000 | 16 | 24 | 8 |
РЦ3 | 300 000 | 24 | 8 | 16 |
Доступная мощность каждого рабочего центра составляет 9 600 минут (60 минут * 8 часов *20 дней). Время на переналадку, ремонт, простой и прочие непроизводительные затраты мощности ресурсов (рабочих центров) на нашем «идеальном» предприятии считаем равными нулю.
Операционные расходы по содержанию центрального офиса и отдела продаж составляют 300 000 рублей в месяц.
Граничные условия модели:
1) Рынок (покупатели) готов приобрести по 160 изделий каждого вида в месяц.
2) Рынок (поставщики) готовы по договору поставить:
a. EC1 – 1000 штук в месяц
b. ЕС2 – 600 штук в месяц
c. ЕС3 – 1000 штук в месяц
Необходимо решить задачу: Какие изделия и в каком объеме нужно произвести в такой ситуации, чтобы получить максимальную прибыль за расчётный период (месяц)?
Решение задачи опубликовано на портале www.sapland.ru
© CNews