Club.CNews: Наблюдения за закупками ИТ в Московской области вызывают вопросы
Знакомый журналист накануне рассказал: "Звоню в Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области. Представляюсь корреспондентом таким-то, прошу содействия в подготовке статьи о темпах и особенностях построения информационного общества в регионе. Оказывается, пресс-службы в министерстве "пока нет", предоставить информацию "пока некому". "Нонсенс!", – негодует друг. "Детская площадка!", - смеюсь я и делюсь собственными наблюдениямипроцесса создания информационного общества на отдельно взятой площадке регионального IT-министерства – тендерной.
В Министерстве госуправления и информационных технологий строго соблюдаются требования статьи 15 94-ФЗ об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа. Точно не меньше 20% контрактов выигрывают мелкие и очень мелкие компании, но по ценам, превышающим розничные прайсовые тех же фирм. ООО "КОМП-Ю", базирующееся в ТЦ "Горбушкин двор", победило в конкурсе на поставку системных блоков HP® 6200 Pro. Сумма контракта составила почти два миллиона рублей. Однако обязательства горбушкин "резидент" пока не выполнил, хотя должен был поставить технику до конца 2011 года. Этот конкурс иллюстрирует и ещё одну характерную особенность: цена контракта рассчитывается по старшей модели в линейке, а заказывается и закупается в итоге модель "послабее", то есть более дешёвая. Таким образом, формально имеем явную экономию (снижение стоимости контракта в рамках среднестатистических 15%). Но с другой стороны, цена заключённого контракта всё равно оказывается выше рыночной процентов на 20-25 (не забываем, что здесь надо ещё учесть и разницу с оптовыми ценами). Куда идёт дельта? Наверное, на благотворительность.
Можно было бы снять шляпу перед подмосковным IT-министерством за упрямую, но, безусловно, благую поддержку малого бизнеса, стремление к поиску оптимальных поставщиков и экономии бюджетных средств. Если бы не примеры проведения других конкурсов, которые (примеры, а не конкурсы) говорят скорее о том, что разумное расходование денег налогоплательщиков – не главный критерий при выборе поставщика IT-решений. Если можно контракт выполнить не просто быстро, а очень быстро, то никакие миллионы в расчёт не берутся.
Например,максимальная цена контракта на создание системы защиты информации, проведение мероприятий по контролю её состояния и эффективности составляет 92 756 070 рублей. Значимость критерия "Цена контракта" оценивается в 40%, а критерия "Сроки поставки" – в 30%. В конкурсе участвуют две компании: ООО "Эр-Стайл" предлагает создать систему за 84 500 000 рублей, а ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" за 70 500 000. Побеждает ООО "Эр-Стайл", "переигравшее" ФГУП временем исполнения контракта и, обязуясь выполнить условия на сорок дней быстрее. Сокращение времени на 40%, которое влияет как 30% всего конкурса, перевешивает увеличение цены на 20%. Триста пятьдесят тысяч рублей бюджетных средств ежедневно в течение месяца могло бы сэкономить министерство, если бы снижение цены на 14 миллионов рублей было бы более существенным критерием, нежели скорость. Однако априори было понятно, что выполнить подобный объём работ (установка и аттестация криптошлюзов и межсетевых экранов по всем муниципальным районам Московской области) за 90 дней вряд ли удастся. Так и получилось: в означенные сроки ООО "Эр-Стайл" работы не выполнило, и контракт был расторгнут по взаимному соглашению сторон.
Компания получила от заказчика 8 450 000 рублей за реализацию неких видов работ (к сожалению, какие работы из 5 запланированных этапов были выполнены, не известно).
Факт расторжения "по обоюдному согласию" многомиллионного контракта, который выигрывает крупная компания, многие годы успешно реализующая аналогичные проекты, не единичный. В 2011 году "полюбовно" были разорваны госконтракты с ЗАО "Ай-Теко" на выполнение работ по созданию и развитию информационных систем и технологий, обеспечивающих предоставление государственных и муниципальных услуг, в том числе в режиме "одного окна" (9 000 000 рублей), с ЗАО "Центр экономических исследований и стратегических программ" на создание единой геоинформационной системы Московской области и обеспечение функционирования иных государственных информационных систем (8 000 000 рублей).
Очевидно, что истинные мотивации расторжений в документах не отражаются. Это в заявлениях на увольнение можно указать, что "директор самодура", или, что ты не готов исполнять специальные условия. До того как в России заработает Федеральная контрактная система, также будет невозможно отследить, какие именно работы до момента расторжения контракта компаниями завершены, какова рыночная стоимость этих работ. Иными словами, на чём основаны выплаты после расторжения подмосковным министерством госуправления и информтехнологий выплаты ООО "Эр-Стайл", ЗАО "Ай-Теко" и ЗАО "Центр экономических исследований и стратегических программ", получившим по 6 230 000 и 3 196 000 рублей соответственно?
Отмена конкурса волевым решением руководства министерства в последний день подачи заявок – тоже не единичный случай. Безусловно, всегда существует вероятность резкого изменения обстоятельств или задач, и деньги требуется перебросить на более существенные нужды области. Но всё-таки в безответственное планирование верится с большим трудом, поскольку бюджет отстаивается в Министерстве финансов при подготовке программ. Более вероятно, что предлагаемые спецусловия тендера не устраивают ни одну из компаний, подающих заявки, и чтобы не тратить время и силы на их рассмотрение, чиновники сигналят – "спасибо, не надо".
Но есть и обратные случаи. В двух конкурсах на поставку ПО и передачу неисключительных прав на его использование участвует и побеждает одна компания – ООО "Эр-Стайл". В двух других тендерах с аналогичными условиями и тоже на поставку и использование сертифицированного ПО, участвует и побеждает опять-таки одна компания, на этот раз это – ЗАО "СофтЛайн Трейд". Интересно, что в расчётах-обоснованиях цены контрактов, выигранных "СофтЛайн Трейд" приводятся данные четыре конкретных ООО, а, когда побеждаетООО "Эр-Стайл" – три других ООО, не менее конкретных.
Похоже, в Московской области, ознакомившись с обоснованием цены, можно легко понять, какая фирма выиграет: ни в обоснованиях, ни в участии в конкурсах компании друг с другом не конкурируют. Наверное, дружат.
Самое время подмосковному IT-министерству поторопиться и обзавестись открытой и высокопрофессиональной пресс-службой. Тогда наверняка не будут разгуливать по редакциям СМИ слухи о наглых, в 60-70%, откатах, "своих" конкурсах и предконкурсных подарках и прочих удивительных историях о дружбе и благотворительности, царящих в Министерстве государственного управления, информационных технологий и связи Московской области.
© CNews