Club.CNews: Особенности регулирования рынка интерактивных услуг связи
Описание отрасли
Объем рынка дополнительных интерактивных услуг мобильной связи в России по результатам 2012 года составил более 60 млрд. рублей, в нем помимо сотрудников самих операторов сотовой связи занято свыше 15 тыс. человек. Сегодня к данной отрасли относятся такие направления, как: мобильный маркетинг и реклама, приложения для iPhone, Android и других платформ, мобильный контент, интерактивные информационно-развлекательные сервисы, включая голосования и опросы, услуги телеметрии, справочные службы, различные услуги на базе СМС. Данная отрасль является одной из наиболее активно инвестирующих в инновационный сектор российской экономики. Ключевыми участниками рынка являются компании сервис-провайдеры, которые, работая через операторов сотовой связи, предоставляют свои услуги конечным пользователям.
Проблематика
Дополнительные услуги связи оплачиваются абонентами с лицевых счетов мобильных телефонов. С точки зрения текущего законодательства деньги могут быть списаны только за оказание непосредственно услуг связи или же услуг, неотделимых от услуг связи (ФЗ-126 «О связи», ФЗ-395-1 «О банках и банковской деятельности), либо же произведен возврат аванса-платежа (ФЗ-161 «О национальной платежной системе»).
По факту же мобильные операторы вместе с сервис-провайдерами продают абонентам вовсе не услуги связи, а различные медия-элементы, преимущественно обремененные лицензионными правами - музыку, видео, игры, различные информационно-справочные и развлекательные сервисы. Применяемая договорная схема является притворной, и по факту мобильный оператор занимается незаконной банковской деятельностью. Абонент кладет на лицевой счет деньги в пользу услуг связи, а они списываются в пользу третьих лиц вовсе не за услуги связи, а например, за лицензионные права.
Несовершенство регулирования данной отрасли порождает невозможность эффективно привлекать к ответственности сервис-провайдеров за некорректно или мошеннически оказанные абонентам услуги. В текущем законодательстве вообще отсутствует роль компаний данного сегмента. Пользуясь этим сервис-провайдеры оформляются в качестве юридических прослоек, несущих ответственность за оказываемые услуги только перед мобильными операторами и по их воле, а не в соответствии с законом.
Это приводит к появлению игроков рынка, которые пользуясь техническими особенностями отрасли, применяют недобросовестные схемы: создание вирусов, заражающих компьютеры и смартфоны с дальнейшим выводом денег по СМС, создание мобильных и веб-сайтов, вводящих пользователей в заблуждение относительно цен и содержания услуг, мошеннические СМС-рассылки и просто воровство денег у абонентов. В такой ситуации честные участники теряют возможность конкурировать с недобросовестными и развиваться, а вся отрасль из инновационной превращается в мошенническую.
Предлагаемое решение
Доработать существующее законодательство, а именно ФЗ-126 «О связи». Ввести в закон терминологию отрасли (интерактивные дополнительные услуги мобильной связи, сервис-провайдеры, агрегаторы), описать роли всех участников и правила взаимодействия между ними. А так же определить типы оказываемых услуг, чтобы избежать притворности сделок на данном рынке.
© CNews