Club.CNews: Государству не хватило электронных документов

Год назад россиянам было обещано наступление нового этапа в их взаимоотношениях с чиновниками разных уровней: с 1 июля 2011 г. органы, оказывающие государственные и муни­ципальные услуги, должны были перестать требовать от заявителей документы, которые уже есть в распоряжении ведомств и учреждений. Однако этим летом сроки начала полномасштабной работы электронного правительства были отодвинуты, а гражданам предложено заботиться о своих документах самостоятельно.

Одной из основных причин, по которым были скорректированы сроки, прописанные в законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № 210-ФЗ, стала неспособность федеральных и региональных органов власти вести полноценное межведомственное взаимодействие. Оказание госуслуг, продекларированное в законе, невозможно обеспечить, опираясь исключительно на обмен бумажными документами, а государственные информационные системы, которые должны быть наполнены легализованными электронными данными, почти пусты.

 В результате принимается закон от 1 июля 2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 169-ФЗ, который вывел за рамки e-gov ключевую для оказания госуслуг информацию, переложив ответственность за ее поиск и обладание на население.

Законом введено понятие документов личного хранения, которые гражданин должен предоставлять при обращении в ведомства за получением государственной или муниципальной услуги. В перечне – 18 видов документов, среди которых удостоверение личности, трудовая книжка, военный билет, документы об образовании, праве собственности и государственных наградах. Как правило, паспорт, свидетельство о собственности или справка из учреждения медико-социальной экспертизы граждане держат при себе. Но в этом же обязательном для хранения списке оказались «документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы», а также документы из органов ЗАГС. То есть те самые, которых больше всего, и перевод в электронный вид которых органам власти было крайне сложно осуществить за короткий срок.

Что касается электронного межведомственного взаимодействия, то оно должно основываться на 11-ти базовых реестрах, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г N 654-р. К ним относятся Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Адресный реестр, Государственный кадастр недвижимости и другие.

Федеральные органы исполнительной власти и Пенсионный фонд РФ, являющиеся обладателями базовых реестров, должны обеспечить круглосуточный непрерывный доступ в электронном виде к их данным, достоверность, полноту и актуальность предоставляемой информации. Органы исполнительной власти обязаны регистрировать сообщения о выявленных ошибках и неполноте сведений.

В настоящее время Министерство экономического развития РФ прорабатывает возможность досудебного разрешения конфликтов по предоставлению госуслуг. Вероятно, это связано с тем, что содержание базовых реестров не абсолютно: информация, которая в них содержится, по мере своего роста и развития в какой-то момент «оторвалась» от бумажных первоисточников и теперь нуждается в сверке. Для этого предстоит ввести понятие «документа-основания», которым станет оцифрованная копия бумажного оригинала, сведения с которого были введены в реестр.

Таким образом, государству, чтобы обеспечить полноценную работу электронного правительства, никуда не уйти от создания цифрового контента. И в сложившихся условиях оптимальным будет движение в трех направлениях.

Во-первых, перевод всех крупнейших федеральных и ведомственных архивов в электронный вид. Естественно, эта работа должна начаться с оцифровки поисковых средств документов, описей и индексов, перечней дел, что даст возможность федеральным органам власти запрашивать и в разумные сроки получать сведения. Второе направление, как уже было отмечено, связано с созданием цифровых копий бумажных оригиналов для сверки реестров. И третий путь, подсказанный собственно федеральным законом № 169-ФЗ, заключается в участии граждан в наполнении личных кабинетов на портале gosuslugi.ru. Именно населению под силу оцифровать документы личного хранения из обязательного перечня и загрузить их после авторизации и заверения на сайт госуслуг. Своего рода посредниками в этом процессе могут выступать многофункциональные центры (МФЦ), тем более что подобное расширение функций в полной мере соответствует их сегодняшней деятельности. МФЦ в настоящее время – единое место приема, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам и юридическим лицам при предоставлении государственных и муниципальных услуг. В многофункциональных центрах представлены все органы власти, есть инфраструктура для электронного обмена документами и прямая связь с порталом. На базе МФЦ могут быть созданы участки пополнения личных кабинетов граждан электронными данными: когда в режиме «одного окна» осуществляется сканирование, сверка электронных образов с оригиналами, заверение электронной цифровой подписью уполномоченного лица и загрузка электронных копий в личные кабинеты, в которых предусмотрено хранение электронных документов граждан и юридических лиц.

Внедрив такую систему, государство мотивирует большинство граждан на включение в процесс построения электронного правительства. Поскольку получение госуслуг из нетривиальной задачи превратится в простейшую процедуру – достаточно автоматически сформировать подборку электронных копий документов и нажать на кнопку. Кроме того, каждый россиянин, будучи не застрахованным от потери или кражи бумажных документов, всегда сможет использовать при взаимодействии с госорганами их юридически значимые легитимные копии.

Вместе с информацией из государственных и ведомственных архивов, аутентичными данными базовых реестров, документы из личных кабинетов граждан и организаций составят значительную часть электронного фонда, которого сегодня так не хватает для оказания госуслуг.

©  CNews