"Россия - одна из немногих стран, где можно удвоить и даже утроить размер ИКТ-рынка в экономике"
Интервью с Павлом Бетсисом, генеральным директором ООО "Сиско Cистемс".
- Что послужило поводом для вашего визита в Санкт-Петербург?
- Основная цель моего визита связана с открытием нового офиса Cisco в Санкт-Петербурге. Основные офисы Cisco в России находятся в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Каждый из них оборудован в полном соответствии со стандартами офисов Cisco. Согласно корпоративному принципу, все сотрудники компании должны работать в одинаковых условиях, в независимости от того, в какой части мира они находятся, будь то Сан-Хосе или Новосибирск. Поскольку техническое оснащение офисов построено по одному принципу, сотрудники компании могут использовать свои access-карточки в любом офисе Cisco. Все это сделано для более эффективной работы наших сотрудников, чтобы они, переезжая по делам из одного офиса в другой, могли без каких-либо заминок всюду работать в привычных для себя условиях.
- Павел, как давно Вы работаете в ИТ-отрасли? Чем компания Cisco оказалась для Вас привлекательной?
- Я работаю в отрасли ИТ с 1985 года. Я получил университетское образование в этой области, и вся моя карьера была связана с ИТ. Я работал в различных сегментах ИТ-индустрии, связанных с аппаратным и программным обеспечением, а также с ИТ-услугами. Cisco привлекла меня тем, что представляет собой одну из немногих успешных компаний, которая выросла в глобальную организацию, сохранив при этом черты стартапа. Благодаря этому в Cisco всегда стремятся принимать решения быстро, чтобы максимально гибко и эффективно реагировать на рыночные изменения. Ссылаясь на личный опыт, могу сказать, что большинство компаний крупного размера, утратив дух стартапа, в результате снизили свою эффективность. Кроме того, в Cisco у меня появилась возможность работать в России, которая обладает большими возможностями для развития бизнеса.
- Какие направления деятельности компании в России вы считаете наиболее успешными?
- По итогам 2009 финансового года самый большой сегмент бизнеса Cisco в России составляют операторы связи. Второе место в структуре доходов нашей компании традиционно занимают корпоративные клиенты. Третьим по уровню доходности стал сегмент СМБ, а четвертым - сегмент госучреждений. В общем, в 2009 финансовом году бизнес Cisco в России достиг запланированных результатов и соответствовал финансовым показателям глобального бизнеса компании. Как известно, его общий объем сократился всего на 9%, что в условиях кризиса мы считаем очень хорошим результатом, тем более по сравнению с показателями наших конкурентов.
- Каким образом вы планируете развивать бизнес компании в России. На что сделаете акцент в своей работе? Планируете ли осваивать в России новые рынки?
- В России Cisco достигла достаточно серьезных результатов за последние 10-12 лет. Наш бизнес здесь достаточно большой, даже в сравнении с нашими конкурентами. Вместе с тем за последние 10 лет российский рынок изменился, как, впрочем, и сама российская экономика. К примеру, в настоящее время в России более 50% ВВП приходится на государственный сектор и приближенные к нему отрасли экономики. 10 лет назад ситуация выглядела иначе. Принимая во внимание все эти изменения, мы сейчас выстраиваем новую стратегию для более эффективной работы в новых условиях.
Одним из основных направлений нашей стратегии станет развитие бизнеса в государственном сегменте. На мой взгляд, тот объем проектов, который мы реализуем в рамках сотрудничества с государством, пока не соответствует нашим реальным возможностям.
Мы постоянно расширяем свою линейку продуктов. Недавно мы объявили о выходе на серверный рынок, в будущем наша компания будет обращать больше внимания и на софт. Кроме того, у нас появилось намерение развивать в России направление услуг для операторов связи, как это уже сделано на других рынках. Данное направление напрямую связано с самым большим сегментом нашего бизнеса в России. Кроме того, мы будем развивать смежные области рынка, в том числе сегмент СМБ, а также, может быть, сегмент индивидуального потребителя.
- Какие партнеры вносят наибольший вклад в развитие бизнеса Cisco в России? Будут ли проводиться какие-то изменения в партнерской политике?
- Все продажи наша компания осуществляет через партнеров. У нас есть два основных типа партнеров: интеграторы, которые работают с нами и с заказчиками напрямую, и дистрибьюторы, которые пополняют склады нашей продукцией и потом поставляют ее реселлерам. На данный момент партнерская сеть Cisco в России насчитывает более 900 компаний обеих категорий. Пока мы не планируем каких-либо изменений в нашей партнерской политике. Вместе с тем, поскольку число наших партнеров достаточно велико, мы хотим обратить более пристальное внимание на эффективность нашей работы с некоторыми из них - может быть, посегментно, а, может быть, исходя из географических соображений.
- Как отразился кризис на вашей партнерской сети в России?
- Кризис, безусловно, оказал негативное влияние как на компанию Cisco, так и на наших партнеров. Под давлением экономического кризиса у нас, как и большинства игроков рынка, снизились общий объем поставок и маржинальность определенных сделок. Для наших партнеров ситуация тоже изменилась не в лучшую сторону. К счастью, Cisco обладает серьезными финансовые ресурсами, которые позволяют нам поддержать наших партнеров в России. Мы реализуем различные партнерские программы, продлеваем кредиты, а также помогаем нашим партнерам финансовыми продуктами Cisco Capital. Например, на днях мы объявили о том, что Cisco Capital продлила действие рублевой процентной ставки на уровне, установленном еще в декабре прошлого года.
- Как вы оцениваете текущее состояние российского ИКТ-рынка? Каким потенциалом обладает ИКТ-рынка в России?
- В российском ИКТ-рынке стоит отметить две составляющие. Во-первых, ИКТ-рынок в России, по сравнению с общей экономикой, очень мал. По сравнению с более экономически развитыми странами Западной Европы и США, доля российского ИКТ-рынка в общем объеме ВВП в три-четыре раза меньше. В настоящее время данный рынок составляет всего 1% ВВП, тогда как для государства таких размеров, как Россия, эта цифра должна составлять 3-4%. Следовательно, российский ИКТ-рынок обладает большим потенциалом развития и потому является для Cisco стратегическим. Россия - одна из немногих стран, где можно удвоить и даже утроить размер ИКТ-рынка в экономике.
С другой стороны, этот рынок также подвержен влиянию экономического кризиса. Многие проекты замедляются, клиенты откладывают замену оборудования, ищут более выгодные финансовые условия закупок. Безусловно, все это сдерживает развитие российского ИКТ-рынка.
Вместе с тем, в России развитие ИКТ будет стимулироваться тенденцией к автоматизации различных сфер деятельности и жизнеобеспечения людей. По уровню автоматизации Россия пока сильно отстает от стран Западной Европы и США, что дает возможность расти практически по всем направлениям. Будет продолжать развиваться сегмент операторской связи, будут расширяться сети, увеличатся возможности доступа к интернету в регионах России. В потребительском же сегменте, по-видимому, произойдет удешевление. Недавно министр связи и массовых коммуникаций РФ заявил о необходимости регулирования телеком-рынка для того, чтобы индивидуальный потребитель мог пользоваться более дешевым интернетом. Со своей стороны, мы готовы удовлетворить спрос на соответствующее оборудование, у нас есть новые разработки, а также возможность продавать больше функций по более эффективным ценам.
© @Astera