"Из-за кризиса наши заказчики стали более тщательно планировать бюджеты на развитие ИТ-инфраструктуры"
Интервью с Робертом Эйджи, вице-президентом Cisco в России.- Насколько успешным был 2008 год для вашей компании в России?
- Мы закончили 2008 календарный год с показателем роста бизнеса около 30%. При этом благодаря ранее подписанным контрактам рост продолжился и в последнем квартале прошлого года, когда экономический кризис набрал силу.
Помимо высоких финансовых показателей в 2008 году у нас были и другие достижения. Мы с первой попытки заняли третье место в ежегодном исследовании "Лучший работодатель России", проводимом компанией Hewitt Associates, открыли региональный офис в Новосибирске, начали активно продавать новое поколение коммутаторов Nexus для data-центров, осуществили поставку на российский рынок 100-го маршрутизатора Cisco CRS-1 (эти устройства считаются самыми высокопроизводительными, а их показатели отказоустойчивости, защищенности и скорости доступа к IP-услугам являются эталонными). В 2008 году в России начал работать венчурный фонд "Алмаз-Капитал/Cisco Фонд I", созданный при нашем участии по просьбе правительства РФ (Cisco сделала якорные инвестиции). В рамках этого фонда наша компания намерена участвовать в развитии венчурного бизнеса и стимулировании ИКТ-бизнеса в стране. 10 дней тому назад было объявлено о двух первых инвестициях, сделанных через этот фонд, в компании Apollo Project и Parallels.
Кроме того, в августе 2008 года мы преобразовали работающее в России подразделение нашей дочерней компании Cisco Capital, зарегистрировав ООО "Сиско Кэпитал СНГ". В результате теперь мы финансируем своих партнеров и заказчиков напрямую, и в итоге у нас возникает меньше проблем, вызванных экономическим спадом. Среди наиболее ярких событий прошлого года отмечу также успешное проведение московской конференции по информационным технологиям Cisco Expo, собравшей рекордное число участников. Наконец, в 2008 году мы организовали в России новые Сетевые академии Cisco в придачу к десяткам уже существующих. Должен сказать, что наша компания по-прежнему придает большое значение глобальной благотворительной программе Сетевых академий Cisco и намерена развивать ее, несмотря на кризис. Словом, для нас 2008 год в России был очень успешным, и мы завершили его на позитивной ноте.
- Насколько значим для вас российский рынок? Как организован ваш бизнес в России?
- Россия для нашей компании очень важна, развитие бизнеса здесь является одной из двадцати приоритетных задач Cisco. В связи с этим компания выделяет много средств на обеспечение эффективной деятельности на российском рынке. Кроме того, был сформирован российский совет директоров, призванный помочь в дальнейшем развитии нашего бизнеса в этой стране. Что же касается организации самого бизнеса, то, как и в других странах, в России мы работаем через партнеров, которые на базе наших продуктов создают решения для заказчиков.
- Какие коррективы внес кризис в деятельность вашей компании на мировом рынке и в России?
- Естественно, кризис сказался на бизнесе Cisco в том числе и в России. Так, некоторые наши российские заказчики и партнеры стали испытывать финансовые трудности, из-за чего в лучшем случае не увеличивают ассигнования на ИТ, а то и снижают эти расходы. В долларовом выражении уменьшение инвестиций, выделяемых ими на сетевые решения, составило приблизительно 30%. В этой ситуации и стала большим подспорьем созданная в прошлом году лизинговая финансовая компания "Сиско Кэпитал СНГ". С ее помощью мы оказываем помощь своим партнерам и заказчикам, предоставляя им льготные финансовые инструменты. Прежде всего, это лизинг, а также отсрочки платежей и многое другое.
У Cisco есть еще одно заметное преимущество, которое приобрело особое значение в условиях кризиса, тем более, в такой стране, как Россия с ее огромными территориями. Мы предлагаем технологии, которые позволяют экономить очень существенные средства на командировках. Прежде всего, это системы видеосвязи Cisco TelePresence, позволяющие организовывать виртуальные встречи, обеспечивая при этом полную иллюзию физического присутствия. Мы оборудовали две переговорных комнаты в обоих наших офисах в Москве и теперь по 5-6 часов в день используем технологию Cisco TelePresence для проведения совещаний с нашими топ-менеджерами, находящимися за рубежом. Аналогичным образом мы применяем эту технологию для организации пресс-брифингов, что позволяет российским журналистам получать свежую информацию из первых рук - от сотрудников нашей компании, работающих в калифорнийской штаб-квартире Cisco.
- Ощутили ли вы изменения потребительских предпочтений из-за кризиса? Планируете ли вы в связи с этим корректировать свое товарное предложение?
- Из-за кризиса наши заказчики стали более тщательно планировать бюджеты на развитие ИТ-инфраструктуры и более жестко контролировать вложения, которые уже были сделаны. В нынешних условиях особую важность приобрел срок окупаемости инвестиций. Если раньше объем инвестиций в сетевые решения был больше и рассчитывался на больший период времени, то сейчас заказчики строже следят за эффективностью и периодом окупаемости своих вложений.
Со своей стороны, мы стараемся помочь нашим заказчикам и партнерам, предоставляя им различные финансовые льготы и консультации по возврату потраченных денег. И мы каждый раз убеждаемся, что правильные инвестиции в сетевые решения оправдывают себя. К примеру, инвестиции в системы Cisco TelePresence могут окупиться в течение года, поскольку это решение существенно снижает потребность в служебных поездках. В том, что подобные инвестиции возвращаются, мы убеждаемся как на собственном опыте, так и на примере своих заказчиков. Поэтому мы не видим причин менять свою продуктовую линейку.
- Какие тенденции будут превалировать на российском рынке в 2009 году?
- Одной из главных тенденций этого года, во-первых, станет уменьшение бюджетов: средства будут выделяться только на самые необходимые цели либо на те проекты, которые в будущем гарантированно окупятся. Исключением здесь могут стать лишь расходы, касающиеся безопасности или поддержки уже существующих решений.
Другой отличительной чертой 2009 года, по нашему мнению, станет усиление процесса консолидации ИТ-компаний. Также это коснется партнерских каналов, таким образом, часть мелких игроков рынка будет приобретаться более крупными компаниями с высоким уровнем финансовой стабильности. Кризисная экономика будет этому способствовать.
- Какие вы видите "точки роста" для своего бизнеса в России?
- В ближайшее время акцент будет сделан на системы безопасности. По нашим наблюдениям, этот сегмент рынка не претерпел больших изменений. Компания также продолжит свои разработки в области унифицированных коммуникаций, поскольку они востребованы нашими заказчиками. Сейчас, например, провайдеры телекоммуникационных услуг, несмотря на снижение финансовых издержек, продолжают изыскивать способы приобрести современное оборудование, в частности, наши маршрутизаторы. Это означает, что решения Cisco по-прежнему пользуются спросом в провайдерском бизнесе. Кроме того, многие планы по развитию в России наша компания связывает с правительственным сектором, где, как мы надеемся, спад деловой активности будет не таким сильным, как в других секторах.
- Что вы ждете от 2009 года?
- Мы рассчитываем на рост нашей доли рынка. Cisco - это достаточно стабильная компания, обладающая современными технологиями и большим финансовым запасом, поэтому мы считаем, что на наш бизнес придется меньший, чем на другие компании, удар. К тому же, мы продолжаем инвестировать в развитие бизнеса в России и других странах СНГ, что позволит нам еще больше укрепить свои рыночные позиции в период кризиса, а по его окончании - продолжить рост Cisco.
© @Astera