7 ключевых умений, которые отсутствуют у выпускников ИТ-вузов

По мнению ИТ-руководителей, выпускники технических вузов весьма умны, но их все равно необходимо "натаскивать" в некоторых важных областях.

CIO американской компании Gas & Electric Таффет только за последние полгода принял на работу четырех новых сотрудников и в ближайшее время хочет взять еще 11 в свою команду, состоящую из 20 человек. Среди вакансий, которые он собирается заполнить, значатся программист по электронному обмену данных, программист по управлению рисками, программист по управлению взаимодействия с клиентами, бизнес-аналитик и заместитель ИТ-менеджера. Но он сильно сомневается, что сможет легко заполнить эти вакансии выпускниками технических вузов. Программы для старшекурсников, к сожалению, практически не соответствуют потребностям ИТ-цеха. Как это ни ужасно звучит, но в университетах просто не хватает времени, чтобы освоить все умения, которые так необходимы для достижения успеха. Ожидания практиков растут, университеты поставляют все больше кадров, но и потребности компаний успевают вырасти в несколько раз.

Так что же "еще" нужно Таффету и другим ИТ-руководителям? А они по-прежнему ценят "социальные навыки" - в частности, коммуникативные, умение обслуживать клиентов и понимание того, как вести себя в профессиональном плане. Все эти качества и навыки не первый год занимают топовые места в рейтинге требований к кандидатам. К тому же сейчас ИТ-менеджеры часто сталкиваются с отсутствием некоторых конкретных бизнес- и технических знаний.

Эксперты Computerworld провели исследование и выяснили, каким навыкам и умениям, по мнению ИТ-руководителей, новоиспеченные сотрудники должны научиться еще в университете.

Понимание основных бизнес-функций

Конечно, выпускники компьютерных факультетов умеют программировать, но разбираются ли они в счетах, логистике, производственных процессах или маркетинговых планах?

По мнению президента и CEO CompTIA Тодда Тибодо, скорее всего, нет. По большей части учебное время они посвящают изучению технических дисциплин, ведь в первую очередь от них ждут, что они будут разрабатывать приложения, продвигающие работу других департаментов. И хотя в программы для старшекурсников включены бизнес-курсы, пробел в подобных знаниях по-прежнему существует. Но университеты уже стали обращать внимание на эту проблему, заявляют специалисты. Например, в некоторых учебных заведениях уже внедрили модель учебного плана 2010 IS, разработанную Ассоциацией информационных систем (AIS) и Ассоциацией по вычислительной технике (ACM), которая предусматривает обучение студентов технических вузов как ИТ-умениям, так и таким социальным навыкам как коммуникация и лидерские качества. И если студенты получат хорошее базовое образование в этом отношении, им легче будет в дальнейшем подстроиться под конкретные нужды компании.

Но найти выпускников, обладающих и профессиональными знаниями, и опытом, и разбирающихся в работе бизнеса не так-то просто, их быстро "расхватывают".

Таффет, к примеру, преподает "новобранцам" так называемый курс "Финансы 101", если они не обладают достаточными бизнес-знаниями - это азы бухгалтерского учета. Конечно, это может быть не настолько "стильно", как обучение всяким новомодным штучкам, но важно, чтобы работник умел разбираться во всех тонкостях бизнес-функций, существующих в любой компании.

Опыт работы, связанный с интеграцией корпоративных систем

Никто не спорит, что студенты колледжа, вне зависимости от основного предмета изучения, имеют обширный опыт работы с компьютерами. Но это вовсе не означает, что студентов обучают именно тем ИТ-процессам, которые востребованы в компаниях.

Большинство студентов, занимающиеся в университетах компьютерными науками, большую часть времени учатся разрабатывать собственные приложения и системы, несмотря на то что компаниям зачастую опыт такого рода не требуется. Мир бизнеса скорее связан не с созданием собственной системы, а с интеграцией каких-то систем.

Выпускники, умеющие "с нуля" создавать собственные системы, могут произвести впечатление, но многие компании ценят скорее тех, кто способен интегрировать крупные сложные корпоративные приложения и коммерческие пакеты программ или внедрить какую-то функцию в уже имеющуюся систему.

Столкнувшись с нехваткой именно такого умения, многие ИТ-отделы компаний стараются обучать новых сотрудников сами. Как правило, крупные компании нанимают консультантов, помогающих им осуществить этот процесс, а малые и средние предприятия занимаются обучением сами.

Знание новых корпоративных технологий

Бизнес-аналитика и облачные вычисления - вот две новых технических тенденции, которые для ИТ-менеджеров являются сейчас высокоприоритетными, но которые пока не включены в университетские учебные планы.

Марти Сильвестер, вице-президент компании Modis по подбору ИТ-персонала, говорит о том, что технологии стремительно меняются, и курсы просто не успевают разрабатывать, не то что внедрять. Он часто слышит от CIO, что очень сложно найти молодых сотрудников, которые разбираются в новых корпоративных технологиях, особенно, в облачных вычислениях.

Некоторые компании предлагают у себя экспресс-курсы, чтобы привести в соответствие знания новичков. Брюс Балланджи, CEO компании Pariveda Solutions, уже осенью планирует принять на работу 100 выпускников, но отмечает, что они начнут работу в его компании с недельного курса обучения в "школе разработчика", где смогут ознакомиться с новыми знаниями, которым в университете, возможно, их не обучали, например, облачными вычислениями и бизнес-аналитикой, а также с такими востребованными корпоративными языками программирования, как SQL, .Net и Java.

Знание основ технологий

По мере того как информационные технологии все больше продвигаются вперед, способности выпускников справляться с самыми простыми техническими заданиями уменьшаются, считает ИТ-директор Dassault Systemes Джефф Бауден. Он и его коллеги обнаружили, что университеты вообще не занимаются обучением основам.

Бауден хочет, чтобы его молодые сотрудники знали, что делать с командной строкой, понимали, как написать сценарий для пакетов данных или могли починить ПК, если он не отвечает на входящий сигнал от мышки. Лет 20 назад этому обучали, но потом люди стали игнорировать изучение подобных вещей. Но в этом по-прежнему есть острая необходимость, если вы, например, пытаетесь устранить неисправность в компьютере.

Бауден частенько дает новичкам возможность разбираться самим, если они сталкиваются с основными техническими проблемами. По его словам, лучше пусть они научатся сами, поищут ответ в интернете и наберутся опыта. Тогда можно сказать, что они хорошо разбираются в технологиях. Но если времени у них в обрез, на помощь всегда придет старший коллега по работе.

Хорошее знание существующих систем

Сильвестер из компании Modis уверен, что компании ищут таких специалистов, которые могли бы работать на существующие системы. Им нужны специалисты, разбирающиеся в Cobol, Customer Information Control System (CICS) и обладающие другими базовыми умениями. Но в университетах такому практически не учат, сожалеет он. И есть серьезное опасение, что скоро перестанут обучать совсем, говорит Джерри Люфтман, исполнительный директор и профессор школы управления технологиями в Институте технологий Стивенса. Некоторые компании, например, просят своих нынешних вендоров напрямую обучать новых сотрудников работе с действующими системами.

Компаниям требуются выпускники вузов, которые хотели бы изучать существующие системы, но это задача не из легких. Поэтому компании стараются акцентировать внимание студентов на том, что тот, кто разбирается и в новейших технологиях и в существующих системах, гораздо больше востребован на рынке. Такие специалисты нужны и крупным корпорациям, и правительственным организациям, и провайдерам услуг. Просто недавние выпускники не всегда могут разглядеть открывающиеся возможности и долгосрочные перспективы в таком молодом возрасте.

Практические возможности

CIO компании Geiger Дейл Денам говорит, что выпускники университетов узко мыслят, концентрируясь только на новейших технологиях, не принимая в расчет бюджетные ограничения компании или численность сотрудников. Они не знают, как найти баланс между ИТ и тем, что необходимо бизнесу. Они не всегда понимают, сколько стоит сделать то-то и то-то, сколько времени это может занять, и какие специалисты для этого потребуются. Большинство новоиспеченных специалистов получают такие знания уже на рабочих местах, но университеты могли бы заранее обеспечить надежную базу. Денам поделился своим опытом работы с молодыми специалистами. Он старается сразу опустить их на грешную землю, объясняя, почему их разработки могут не получить "зеленый свет", даже если это интересная и толковая технология. Если они восприимчивы и непредвзяты, то его советы срабатывают.

Умение работать одной командой

Возможно это и странно, но поколение, с головой ушедшее в Facebook, Twitter и другие онлайн-сообщества, оказывается, не особенно умеет создавать такую же атмосферу совместной деятельности на своих рабочих местах, признаются многие ИТ-руководители. Это неумение особенно превалирует среди компьютерщиков, которые в университете часто работали над проектами в одиночку. Многие из них просто не знают, как можно эффективно работать вместе, как можно ставить задачи и управлять ими. Такому в школах и аспирантуре не учат.

Джеймс Т. Браун, президент компании SEBA Solutions, рассказал, что некоторые вузы пытаются восполнить этот пробел, давая больше курсовых работ командам, а не отдельным студентам, но зачастую студенты в командах разбивают работу на отдельные составляющие и выполняют свою часть индивидуально.

Лишь немногие компании имеют в своем активе программы по обучению лидерским качествам и созданию команд, но специалисты утверждают, что те, кто прошел подобное обучение, начинают прекрасно работать в коллективе.

Какие еще характеристики нравятся ИТ-менеджерам?

Несмотря на то что ИТ-менеджеров несколько пугает отсутствие у выпускников технических вузов некоторых специфических умений, в целом они сходятся во мнении, что новое поколение специалистов технически подковано, трудолюбиво и горит желанием учиться. Многие CIO отзываются о выпускниках, как об энергичных, креативных людях, стремящихся приносить свой вклад в общее дело. Но так было не всегда. Раньше, при административно-командной системе, люди не очень-то стремились принимать активное участие в проектах. Нынешние ребята совсем другие, в них есть энергия, творческий потенциал и доброе расположение.

ИТ-руководители также отметили, что у их молодых коллег сильно развита интуиция в отношении технологий, они часто генерируют оригинальные идеи о применении социальных технологий во благо компании. Они прекрасно понимают, что можно сделать в каком-то конкретном случае и как это будет работать. Они приносят с собой абсолютно новые возможности, а ведь все инновации обычно приходят именно этим путем.

©  @Astera