Как доказать, что проект действительно полезен для компании?
Горький опыт с плохо продуманными проектами оставил свой отпечаток на многих CIO, и в связи с этим они считают, что необходимо создать универсальный метод расчета выгоды от проекта.
Зачастую разочарования CIO связаны с нерешительными людьми, которые не могут четко сформулировать бизнес-ценность своих требований. По иронии судьбы обычно они происходят из финансовых или бухгалтерских подразделений компании. Но ведь кто, как не они в компании должны разбираться в окупаемости капитальных затрат.
Многие годы ИТ-отделы подчинялись бухгалтерам в вопросах расходования капитала, которые необходимо было трижды обосновывать. С отделом маркетинга дело обстоит несколько иначе - там по-своему очень хорошо умеют формулировать преимущества. Единственная загвоздка состоит в том, что если никакой пользы проект не принесет, отдел маркетинга будет мастерски уклоняться от заявленного. Ведь всегда есть кто-то, на кого можно свалить вину. Такой типичный менталитет героев романа Дж. Оруэлла "Скотный двор" - все равны, но некоторые равнее других.
Различные позиции отделов
Эта точка зрения отличается от мнения некоторых эксцентричных ИТ-работников, которые никогда не утверждали, что они равны другим специалистам. Но при некоторых обстоятельствах элитарность ИТ-специалистов выглядит довольно комичной, если не сказать больше. Департамент, который имеет в большинстве организаций самые низкие рейтинги, считает, что он выше других. Как показывают опросы, ИТ является отделом, с которым сотрудники компании меньше всего хотели бы оказаться за одним праздничным столом.
Учитывая все эти различные позиции отделов компании, основной задачей является создание универсального общего языка, с помощью которого можно эффективно донести информацию о коммерческой пользе разработок и других ИТ-проектов.
Бессмысленные проекты
Очень часто по завершении "срочного" проекта выясняется, что благодаря ему будет экономиться всего два часа производительности труда в месяц. А все дело в том, что перед началом работы над проектом никто не смог оценить, какие усилия необходимо вложить в его реализацию и сравнить их с той ценностью, которую проект может принести в последующем. В результате ценные ресурсы растрачиваются впустую.
Конечно же, не для всех проектов можно дать точную оценку прибыли на капиталовложения, экономии производительности или сокращения расходов. Но провести определенное исследование, чтобы доказать, что затрачиваемых усилий будет гораздо меньше по сравнению с будущей ценностью, которую принесет проект, просто необходимо.
Дополнительная коммерческая ценность
Все чаще и чаще CIO пытаются оценивать этот вид деятельности, чтобы продемонстрировать дополнительную бизнес-ценность с помощью цифр и систем показателей, которые понятны бизнесу и которые можно систематически измерять. Но без универсального метода оценивать можно только каждый конкретный проект, а не общие расходы ресурсов на разработки.
Дело не только в сложности создания универсального метода для оценки прикладных выгод, но и в том, как по-разному отделы формулируют пользу от проектов и что они используют для обоснования этой прямой или непрямой материальной выгоды. CIO необходимо поделиться своим опытом и объединить усилия по созданию общего принципа полезности любого проекта.
© @Astera