Цифровое здравоохранение: как развиваются пациентоориентированные сервисы в России
Первые сервисы цифрового здравоохранения в России в основном решали задачи учета и статистики. Главным заказчиком выступало и продолжает оставаться Министерство здравоохранения РФ. Цель этих сервисов — формирование отчетов, позволяющих проконтролировать расходование бюджета на лекарства, медицинскую помощь, объекты строительства и многое другое. По сути, медицинские информационные системы представляли финансово-отчетный инструмент между медицинскими организациями и руководителями здравоохранения. Постепенно роль функционального заказчика стали брать на себя врачи, что дало активный старт новым цифровым решениям, плательщиком которых выступала, как правило, сама медицинская организация.
Появились сервисы электронной медицинской карты пациента, первые интеллектуальные помощники, врачу стали доступны результаты исследований. Однако роль пациента, как пользователя сервисов, в этой цепочке не учитывалась.
Первый шаг к тому, чтобы вовлекать граждан в цифровое здравоохранение был сделан, когда была запущена государственная электронная услуга «Прием заявок (запись) на прием к врачу». С 2015 года повсеместно на специализированных порталах записи и на региональных сайтах государственных услуг появлялся сервис записи в свободной форме или по направлению. На этом, собственно, функциональность цифрового помощника для пациента заканчивалась. Между тем, цифровизация в других областях уже активно развивалась: люди пользовались банковскими приложениями, совершали покупки онлайн, бронировали сложные путешествия.
5Р-медицина
Тренд на вовлечение пациента в заботу о своем здоровье существует уже давно. Концепция »5Р-медицины» (предиктивная, предупредительная, партисипативная, персонализированная, позитивная) выгодна как государству, так и пациенту.
Сейчас становится понятно, что роль пациента в системе здравоохранения первоочередная. Обычно к врачу обращаются постфактум, когда уже что-то заболело. Сервисы будущего должны выполнять превентивную функцию. Людей нужно включать в процесс, превращать в активных пользователей медицинских сервисов, давать им возможность поддерживать живой контакт с врачом и лечебным учреждением. Важно следить за лабораторными исследованиями, анализировать на их основе свое состояние, то есть разделять со специалистами ответственность за собственное здоровье.
Многие регионы уже идут по этому пути, предоставляя пациенту множество различных сервисов. Например, если говорить о Санкт-Петербурге, где мы начинали свою работу (сейчас сервисы действуют в 20 регионах), то в 2017 году Комитет по здравоохранению инициировал проект «Электронное здравоохранение», которым было предусмотрено создание 22 новых электронных сервисов для пациентов. Это был настоящий вызов — в России на тот момент ничего похожего не существовало. Совместно нам нужно было правильно поставить задачи, разработать серьезную архитектуру на уровне региона, в которую были вплетены разные поставщики данных и медицинские организации. Сегодня большая часть сервисов уже запущена на обновленном современном портале «Здоровье петербуржца». Количество пользователей личного кабинета портала показывает геометрический рост с момента запуска новых удобных сервисов для пациентов (с 200 тыс в 2019 году до 875 тыс в 2021 году).
Сервисы для пациентов
Сервис «Электронная медицинская карта». В ее структуре учтены консультативные заключения, лабораторные исследования.
Также есть возможность изучить интегральный анамнез — этот сервис представляет собой инструмент для удобной визуализации истории взаимодействия пациента с медицинской организацией. Можно отфильтровать свои посещения по поликлиникам и больницам, по нозологиям.
В электронную медкарту пациент может самостоятельно добавить информацию об аллергиях и принимаемых на постоянной основе лекарствах. Эти данные будет видеть любой врач, в том числе врач скорой помощи, что в определенных обстоятельствах может спасти жизнь.
Сегодня активно развивается телемедицина. Функционал, который позволяет связаться с врачом, есть в личных кабинетах на порталах записи. Такая консультация может проходить в формате чата или видеоконференции с выбранным специалистом. Система также дает возможность поделиться с врачом результатами анализов, прошлыми заключениями и прочим.
Пока в некоторых регионах существует ряд сложностей с полноценным запуском телемедицинских сервисов из-за неготовности региональных систем оплаты таких услуг. Но эти вопросы довольно быстро решатся, так как в условиях пандемии привлекательность данного сервиса только растет и повсеместный запуск телемедицины предусмотрен в показателях федерального государственного проекта «Цифровой контур».
Сервисы записи сегодня распространяется на многие виды медицинской помощи: прием врача свободный и по направлению, прохождение диспансеризации и вакцинации. При изменении обстоятельств их можно отменить или перенести. Популярный сервис записи на вакцинацию касается не только COVID-19, но и других прививок. Все мы помним школьные годы, организованные прививочные мероприятия. Однако после окончания школы нам о них никто не напоминает, хотя в дальнейшем нужно обязательно ревакцинироваться, например, от дифтерии и столбняка — опасных и трудно поддающихся лечению заболеваний. Так вот, сервис поможет составить индивидуальный календарь прививок, напомнит о сроке окончания и поможет записаться на очередной прием.
Важную роль для пациента играет безопасность его данных. Для того, чтобы пациент был уверен, что его электронную карту просматривают врачи, которым он доверяет — существует сервис «Управления доступом к ЭМК». Пациенту предоставлено несколько сценариев на выбор, после чего региональными инструментами управления доступом производится ограничение, в соответствии с выбранным сценарием. Также пациенту доступна информация, кто и когда просматривал его карту.
Среди сервисов, повышающих удобство взаимодействия пациента с системой здравоохранения, хочется отметить сервисы обращений и уведомлений. Подтверждение записи на прием, результаты исследований или заключения по итогу посещения врача — все это приходит пациенту в виде уведомлений на электронную почту. Таким образом, нет необходимости проверять готовность результатов или сомневаться в факте записи на прием. В случае обнаружения неточности или ошибки в переданных сведениях пациент может направить обращение, история переписки по которому сохранится в удобной форме.
Такие системы работают в том или ином виде в части регионов. Запущен электронный «Календарь беременности», готовится к запуску сервис «Электронный рецепт», в стадии проработки, в том числе на федеральном уровне, — получение электронных справок с юридически значимым статусом, доступ представителей к электронным медицинским картам детей и пожилых людей.
Дальнейшим развитием описанных выше сервисов должно стать предоставление пациенту полной динамики его здоровья по разным показателям результатов анализов, сделанных в разное время. Система автоматически нарисует график, предупредит пациента об улучшении или ухудшении картины.
Какими будут цифровые медицинские сервисы в будущем
Следующим шагом в сторону концепции »5Р-медицины» станет запуск так называемых суперсервисов — сервисов, завязанных на межведомственное взаимодействие, позволяющих жителям получать ряд государственных услуг без дополнительных визитов в государственные органы. Пример такого суперсервиса — «Рождение ребенка». Суперсервис помогает родителям легко и быстро — по одному заявлению и без визитов в госорганы — получать весь комплекс государственных услуг и выплат, предусмотренных в период с беременности до записи ребенка в детский сад.
Ранее пациентам приходилось самостоятельно составлять план посещений специалистов и проведения очередных исследований. Совсем скоро планируется запуск новых региональных систем, позволяющих автоматически составлять план обследований пациента при подозрении на серьезные заболевания (онкология, сердечно-сосудистые заболевания). Планируется, что маршрутизация будет создаваться в соответствии с региональными особенностями, также система сможет оповещать пациентов и врача, если план мероприятий будет нарушен.
Медицинская информация должна быть полной и поступать со всех медицинских учреждений, не зависимо от формы собственности (государственная или частная). Это одна из задач федерального проекта «Единый цифровой контур». Но без участия пациента как наблюдателя и контролера за полнотой и корректностью передачи медицинских данных — она не взлетит. Всегда будет иметь место «человеческий фактор» — и только пациент сможет однозначно подтвердить или опровергнуть корректность поступивших данных о себе.
Кроме того, информация должна быть удобной для восприятия, а значит развитие сервисов для здоровья пациентов должно быть популярным и общедоступными. Заказчик должен иметь выбор, возможность самостоятельно определять, на каком ресурсе воспользоваться тем или иным сервисом.
Дальнейшее развитие электронных сервисов произойдет в части персонализированной медицины, которая предполагает, что выбор средств профилактики болезни, диагностики и лечения будет основан на индивидуальных особенностях организма пациента: физиологических и генетических. Здесь все будет завязано на сервисах, позволяющих вести постоянный удаленный контроль за состоянием здоровья человека, где данные о пациенте — показатели давления, сахара в крови — могут поступать с подручных устройств.
Таким образом, есть все предпосылки для изменения отношения современных людей к своему здоровью –увлеченность гаджетами, предоставление полной персональной картины здоровья, информирование и пропаганда здорового образа жизни. Вскоре это должно привести к истинной профилактике и предупреждению развития заболеваний на ранних стадиях.