Цифровая лихорадка

31.01.2022, 18:01
В декабре состоялась легендарная российская конференция по компьютерной графике CG Event — в последний момент поменяв тематику с киберпанка на метавселенные. Прошло мероприятие, как и положено в метавселенных, онлайн. Несмотря на то что прослушать все доклады было просто физически невозможно, конференция оказалась самым важным событием уходящего года. «Популярная Механика» решила пересказать читателям наиболее интересные выступления.
Александр Грек
Цифровая лихорадка

Понятие метавселенной появилось задолго до того, как Марк Цукерберг переименовал Facebook в Meta. Впервые ее описал в 1984 году Нил Стивенсон в романе «Лавина», классике киберпанка. Метавселенная — виртуальное пространство, которое равноценно реальному миру и связано с ним единой экономикой, а также возможностью там работать, развлекаться, общаться и проводить время.

Сейчас о метавселенных говорят буквально хором, потому что в ближайшее время они изменят наш мир сильнее, чем до того интернет и мобильные телефоны. И если еще лет пятнадцать назад самыми дефицитными специалистами были разработчики сайтов, то в следующем году ими станут строители виртуальных миров. Известная в интернете HR-консультант Алена Владимирская уже поведала о новой вакансии уходящего года — «руководитель корпоративных метавселенных».

Мы уже там

Бессменный организатор CG Event и главный евангелист метавселенных в нашей стране Сергей Цыпцын уверен, что мы давно живем в метавселенной. Мы проводим много времени в интернете и уже сильно оцифрованы. Телефон считает, сколько шагов мы прошли, записывает наш маршрут, отслеживает контакты, покупки, фото и видео; фитнес-браслет знает все про калории, эмоции, пульс, сон, стресс, альфа-ритмы. Мы попадаем в объективы тысяч видеокамер, наши документы загружены в сотни баз. И все эти данные непрерывно анализируются множеством разных систем с искусственным интеллектом. По сути, мы уже живем в цифровом мире. Осталось натянуть на эту информацию цифровую оболочку — и мы получим ту самую метавселенную.

После переименования Facebook в Meta о метавселенных узнал весь мир

Как и положено евангелисту, Сергей Цыпцын верит в единую метавселенную: их не может быть много, как не может быть много интернетов. Условно говоря, на дворе сейчас ранняя античность с кучей разных богов: здесь не только каждый IT-гигант, но и средние компании пытаются создать свой виртуальный мир. Собственную метавселенную запускает даже якутская студия MyTona. «Метавселенная едина и уникальна, — проповедует Цыпцын, — мир один, и вселенная одна». Что на самом деле верно: для создания метавселенной, в которой мы могли бы жить не только в виде данных и цифр, требуются колоссальные ресурсы, которых нет ни у отдельных компаний, ни даже у целых государств. Считается, что если бы ведущие технологические гиганты объединили свои силы, то сумели бы запустить метавселенную лет через пять. Например, Amazon может предоставить свои сервера, Neuralink — разработать нейроинтерфейсы, Facebook — дать очки дополненной реальности и периферию, Nvidia — аппаратную часть и блокчейны, а Unity и EpicGames — поделиться трехмерными движками. Проблем на пути к созданию метавселенной великое множество, и их решение загрузит высокооплачиваемой работой миллионы людей.

Синтетические люди

Основатель компании Malivar Валерий Шарипов, главный в стране по аватарам, рассказал, как сегодня делают синтетических людей. Мы живем в мире соцсетей, информационного фастфуда, где каждый человек с телефоном — собственное СМИ. Наступает время synthetic media, когда часть контента генерируется алгоритмами и нейронными сетями. В эпоху метавселенных реального человека поместить в этот канал коммуникации сложно: он просто не успевает. Делать трехмерную модель живого человека тоже не выход. С одной стороны, это дико дорого, и позволить себе такое могут разве что киностудии. С другой — человеческую внешность нельзя продать, она неотчуждаема и всегда принадлежит своему владельцу.

Решение — генерировать никогда не существовавших людей. У искусственно созданных аватаров есть уникальная внешность, права на которую можно передавать. Технологии позволяют наделить персонажа уникальными голосом, манерой двигаться, мимикой. И синтетического человека можно раскрутить: например, в странах Азии уже сложилась культура виртуальных идолов — певцов, ютуберов, продавцов товаров.

Компания Metaverse Entertainment создает метаидолов для продажи товаров на азиатских рынках.

Если такого персонажа хорошо прокачать и подобрать внушительную фан-базу, его цена может взлететь до небес. Он идеален, в частности, для видеокоммерции, которая очень популярна в Китае. Можно придумать образы под каждый конкретный рынок, а если добавить к ним уже существующие системы автоматического перевода, то такой персонаж сможет продавать товары по всему миру. И его самого можно легко продать со всей аудиторией. По сути, это принципиально новый вид NFT-токенов, которые сильно отличаются от нынешних статичных картинок.

Однако стоимость создания такого персонажа с помощью классических 3D-технологий очень высока. Сейчас Malivar использует недорогой метод, идеально подходящий для соцсетей: берут лицо синтетического персонажа и «натягивают» на живую модель. Но технологии не стоят на месте — уже проявились нейронные системы, способные по голосу воспроизводить мимику и движения губ; наверняка они вскоре научатся и реалистично оживлять персонажей. Однако само понятие синтетических людей не исчезнет. Для нового поколения нормально общаться с аватарами и ботами, это их мир. Правда, у молодежи нет денег — зато есть вычислительные мощности. И они могут донатить ими, чтобы персонаж мог творить свои миры.

Новая коллекция ADIDAS будет состоять из цифровых и физических предметов и станет продаваться как NFT

Вначале было слово

Еще одна интересная проблема метавселенных — распознавание голосов. Изображение не просто не сообщает, что чувствует реальный человек, но зачастую даже искажает восприятие: люди умеют маскировать свое состояние мимикой и вербальной коммуникацией. А вот голос прекрасно передает эмоции — собеседники хорошо их чувствуют, даже когда говорят по телефону.

Нейросети уже умеют изолировать голос, а программа для блогеров Descript при помощи плагина Studio Sound позволяет отказаться от записи в студиях — она распознает голос, потом убирает любой шум вокруг и в конце достраивает недостающие гармоники. Мало того, когда два человека говорят из одной точки, мы их не понимаем. Люди способны распознавать более двух голосов одновременно, только когда источники звука располагаются в разных местах. Даже разнесение собеседников по правому и левому каналу помогает их понимать. Но как быть, если говорящих пятнадцать? Стереозвук тут не поможет. У компании High Fidelity есть решение пространственного звука, где источники разносятся и голоса становятся понятными. Но это в кино. А в виртуальном мире такая операция должна выполняться автоматически. И в некоторых играх это уже работает.

Оцифровать планету

Для создания метавселенной нам предстоит оцифровать весь мир. Тридцать лет назад, будучи студентом, я «трехмерил» мебель — и обычный стул занимал у меня весь день. Современные нейронные системы круглосуточно «трехмерят» всю планету — например, компания CityNeRF делает это по спутниковым снимкам. Детали, которые не видны из космоса, можно спокойно добавлять по кадрам из соцсетей: люди уже побывали во всех закоулках нашей планеты и сфотографировали все в любых ракурсах. Невероятные чудеса творят лидары, которые сейчас встраиваются в iPad и iPhone, а скоро будут встраиваться везде, — они с успехом заменяют профессиональные сканеры ценой в десятки тысяч долларов. Вполне возможно, на улицах появятся специальные будки: зашел туда на секунду, заплатил немного денег — и получил идеальный собственный аватар.

Но конечно, останется и работа для высококлассных мастеров. Они будут вручную изготавливать очень дорогие артефакты, одежду, мебель, украшения и продавать их как NFT в специализированных бутиках — недаром производители предметов роскоши уже бронируют места в метавселенных.

Криптостартап JADU заработал миллионы долларов на продаже пиксельных реактивных ранцев и ховербордов в NFT

Для прочих товаров возникнут рынки и биржи готовых персонажей, массовой одежды, домов, улиц и даже целых миров — метавселенной будет всего мало. 3D-моделеры будут жить как музыканты — один раз удачно смоделировал, потом всю жизнь продаешь. Но им придется состязаться с ИИ — генеративными системами, создающими модели так же, как сейчас они пишут треки для супермаркетов. Я видел сгенерированные бесконечные миры, словно вышедшие из психоделических трипов, — соревноваться с ними уже сейчас практически невозможно.

Определенно, уже в ближайшем будущем вырастет спрос на специалистов, задействованных в создании и анимации 3D-объектов для метавселенных. Впрочем, уже сегодня производители «железа» и программных продуктов стараются идти на шаг впереди существующих потребностей и максимально ускорить рутинный процесс создания трехмерного контента. К примеру, совсем недавно NVIDIA завершила бета-тестирование своего принципиально нового продукта NVIDIA Omniverse и открыла его для всех желающих. Это своего рода продвинутое облако, в котором можно работать целой командой одновременно. Даже простейшая 3D-сцена на самом деле требует участия множества специалистов и использования разного софта. Учитывая большие объемы информации, высокую ресурсоемкость и зачастую географическую распределенность, легко понять, что командная работа в существующей реальности сильно затрудняется.

Создать индивидуальное эмодзи сегодня можно в пару кликов — на очереди цифровые аватары, максимально похожие на оригинал

В NVIDIA Omniverse над одним и тем же объектом могут работать сразу несколько человек. Причем их действия будут отражаться моментально на финальном объекте — точно так же, как отражаются исправления в облачных текстовых документах. К примеру, уже сейчас Omniverse используют создатели легендарного мультсериала «Южный парк»: платформа помогает им сократить время на производство. 

Впрочем, среда NVIDIA Omniverse хороша не только возможностью корпоративной работы, но и наличием большого количества готовых инструментов (в том числе с применением алгоритмов искусственного интеллекта), которые легко использовать. Вот лишь некоторые из них. 

Omniverse Replicator позволяет фактически «оцифровать» реальные объекты, переведя их в виртуальный мир. Сфера применения такой цифровой копии может быть огромна. Например, именно на такой модели легко обучать персонал производств и более сложных предприятий (таких, как АЭС или буровая платформа), а автономному транспорту будет безопаснее нарабатывать практику именно в виртуальном пространстве, в точности совпадающем с реальным. 

Виртуальные интерьеры не обязательно создавать заново — можно «оцифровать» реальные с помощью инструмента Omniverse Replicator

Omniverse AUDIO2FACE использует нейросети для создания реалистичной лицевой анимации на основе всего лишь аудиодорожки. Ведь виртуальный персонаж в метавселенных должен быть максимально похож на свой реальный прообраз (или как минимум копировать поведение человека).

Omniverse RTX Renderer помогает визуализировать фотореалистичные сцены с трассировкой лучей на основе технологий RTX. То, над чем так долго трудились разработчики игр, станет доступным даже небольшим командам без серьезных технических скиллов. 

Благодаря простым и понятным инструментам создавать качественный 3D-контент смогут не только профи. Для Дженнифер Масиас (Yenifer Macias) из Колумбии 3D-анимация вообще была хобби. Но теперь она всерьез задумалась сделать из увлечения карьеру. Все потому, что на ту же работу уходит гораздо меньше времени. Творческие эксперименты с объектами и освещением (а как без них новичку) с переходом в Omniverse не требуют долгой обработки и ожидания. Можно видеть изменения практически мгновенно и, если надо, сразу вносить корректировки.

Одно из главных преимущества Omniverse — отображение изменений практически в режиме реального времени

Вот еще один пример уже от профессионала. Андерсон Рор (Anderson Rohr), 3D-разработчик из Бразилии, занимающийся созданием самого разного контента от свадебных роликов до кинематографической анимации, уже успел оценить преимущества Omniverse. До того, как он подключился к платформе, не раз сталкивался с несовместимостью программного обеспечения, а рендеринг некоторых моделей занимал до 300 часов. Теперь весь софт работает идеально, а рендеринг происходит в режиме реального времени. 

Время разрозненных программных продуктов постепенно уходит: вместо них появляются глобальные среды типа Omniverse. Но производство 3D-объектов все еще требует значительных ресурсов. Так что создать свой аватар, близкий к реальности, с офисного ПК пока не получится. 

Для работы в Omniverse нужен, если так можно сказать, совместимый компьютер. Не трудно предположить, что ключевым компонентом такой системы являются графические процессоры NVIDIA RTX — они поддерживают все программные инновации компании. По умолчанию любой компьютер или ноутбук с дискретной графикой RTX будет совместим с программной платформой Omniverse. Но это не всё. Чтобы не заставлять пользователей анализировать другие характеристики систем (производительность процессора, объемы памяти, качество экрана), NVIDIA предложила своего рода стандарт для создателей визуального контента — сертификацию RTX Studio. Помимо графики RTX, сертифицированные ПК и ноутбуки Studio оснащены процессорами Intel Core i5, i7, i9 или AMD Ryzen 5, 7 и 9, оперативной памятью от 16 гигабайт и SSD объемом от 512 гигабайт, откалиброванными дисплеями со 100%-м покрытием RGB и Delta E < 2. Даже толщина лимитирована – не больше 2 см. 

Чтобы работать с Omniverse, понадобится устройство с определенными характеристиками: например, ноутбук с сертификатом RTX Studio

К чему такие сложности? Ноутбук с сертификатом RTX Studio заметно ускоряет большинство приложений для работы с 2D- и 3D-графикой. Ведь графика RTX изначально «заточена» под задачи создателей визуального контента. В ней есть, например, RT-ядра, которые отвечают за трассировку лучей и ускоряют path-tracing рендеринг. Есть тензорные ядра: они задействуются в задачах с использованием искусственного интеллекта: это могут быть наложение сложных масок, увеличение детализации, отслеживание объектов…

Впрочем, для создания контента в Omniverse уже совершенно не нужно вникать в физику работы «железа». Достаточно просто выбрать ноутбук с сертификацией NVIDIA RTX Studio — это гарантирует соответствие характеристик рабочей машины требованиям софта, с которым придется иметь дело. 

Другие

В свое время появление патефонных пластинок навсегда изменило музыку: исчезли песни, которые звучали дольше пяти минут — времени воспроизведения первых дисков. Сегодня соцсети определяют пристрастия молодежи: вкусы нового поколения формируются не фильмами, а короткими роликами из TikTok. Метавселенные повлияют на нас еще радикальнее. Уже сейчас нейросети анализируют рентгеновские снимки лучше живых рентгенологов. Скоро мы начнем носить одежду со встроенными медицинскими датчиками, и метавселенная, используя гигантскую базу накопленных данных, будет ставить нам диагнозы, рекомендовать диету и заставлять заниматься спортом. Есть и плохие новости. Нейросети сумеют заменить не только врачей. Они почти все смогут делать лучше нас: торговать на криптобирже, писать тексты, оцифровывать миры и даже заниматься сексом. И нам как-то придется научиться жить с ними в общей метавселенной. Хотя, если верить Сергею Цыпцыну, мы уже живем в ней.

©  Популярная Механика