Четыре минуты полёта. Ракета Starship взорвалась, но это не провал
20 апреля со стартовой площадки Starbase в Техасе стартовала ракета-носитель Starship. Вместо полуторачасового полёта обе ступени взорвались спустя четыре минуты после запуска. Однако представители SpaceX и NASA уверяют, что ничего страшного не произошло.
Что случилось?
Отрыв от стартового стола случился в 16:33 по московскому времени. Из 33 метан-кислородных двигателей первой ступени (она называется Super Heavy) заработали только 30, ещё два время от времени выключались.
Через 2 минуты 49 секунд после старта вторая ступень (Starship) должна была отделиться от первой и запустить собственные шесть двигателей. Этого не произошло: ракета начала неконтролируемо вращаться, и в 3 минуты 59 секунд произошёл взрыв обеих ступеней. За это время ракета успела подняться на высоту 39 км.
Ракета взорвалась по команде из Центра управления полётами. Такая опция закладывается на случай падения конструкции: уничтожив её в воздухе, можно минимизировать разрушения на земле.
Тем не менее сотрудники SpaceX встретили взрыв бурными овациями, это было хорошо слышно в трансляции запуска.
Что предполагалось в плане миссии?
Сверхтяжёлая ракета-носитель Starship (так называется не только вторая ступень, но и вся ракета в сборе) отправлялась в свой дебютный полёт в полной комплектации. Прежде SpaceX проводила испытания лишь отдельных компонентов.
Планировалось, что весь полёт займёт 90 минут. Super Heavy должна была отделиться от второй ступени, развернуться и приводниться в Мексиканском заливе. А перед Starship стояла задача отправиться в суборбитальный полёт, разогнавшись до 28 160 км/ч и поднявшись на 233 километра. Приводнение второй ступени ожидалось рядом с Гавайскими островами.
Хотя обе ступени Starship спроектированы как полностью возвращаемые, в рамках этого испытания отработка такой функции не планировалась.
Так почему все радуются взрыву?
Как заявил во время трансляции главный инженер SpaceX Джон Инспрукер, основная цель запуска — сбор данных. И хорошо, добавил он, что удалось «расчистить [стартовую] площадку» для следующих полётов. После взрыва SpaceX назвала инцидент «быстрым и внеплановым демонтажом».
Ракета столь большой грузоподъёмности (120-метровый Starship способен нести до 150 тонн нагрузки), да ещё и с возможностью возврата ступеней, — сложный механизм. SpaceX пытается решить проблему, которая стоит за пределами достижений космической отрасли. Поэтому взрыв Starship не стоит сравнивать со взрывом давно используемой ракеты-носителя.
Тот факт, что ракете из двух ступеней с первой попытки удалось взлететь и подняться на 39 км, — уже достижение. Особенно если ознакомиться с историей тестирования прототипов Starship и Super Heavy: они взрывались куда чаще.
Стратегия компании Илона Маска — делать как можно больше тестовых запусков и «набивать шишки в процессе». Такое поведение можно сравнить со стартапом из Кремниевой долины, который спешит выпустить минимально жизнеспособный продукт, затем исправляет проблемы в процессе развития. SpaceX может себе позволить неудачи, а финансируемая из бюджета NASA — нет. Поэтому последней приходится перестраховываться, стараясь минимизировать отказы.
Автор: Антон Курилов
© 4PDA