Черные дыры могут действительно быть «кротовыми норами»

Согласно заявлению российских ученых, червоточины должны иметь особый спектр излучения — высокоэнергетические гамма-лучи.
Черные дыры могут действительно быть «кротовыми норами»
Мы никак не сможем добраться даже до ближайшей кротовой норы, но доказательство их существования позволит лучше понять Вселенную.

Вселенная непостижимо велика и путешествия по ней кажутся невозможными. Поэтому, приятно, что в теории существуют некие «кротовые норы» — умозрительные мосты между удаленными точками в космосе, существование которых предсказано общей теорией относительности Эйнштейна. Но их наличие в космосе еще только предстоит доказать эмпирически.

Команда ученых под руководством астрофизика Михаила Пиотровича из Центральной астрономической обсерватории в Пулково (Санкт-Петербург, Россия), предложила способ поиска гипотетических космических туннелей и исследования того, действительно ли некоторые сверхмассивные черные дыры могут быть входами в кротовые норы.

Согласно заявлению, червоточины в центре ярких галактик могут иметь характерный спектр излучения, который можно обнаружить. Захват сигнатуры не только станет доказательством существования червоточин, но и откроет совершенно новые возможности для потенциальных космических путешествий и даже путешествий во времени.

«Кротовые норы, которые мы рассматриваем, представляют собой проходимые червоточины, поэтому теоретически космический корабль может пролетать через них. Очень интересным и необычным следствием существования кротовых нор этого типа стало то, что такие червоточины — естественные машины времени», — говорит Пиотрович. — Но, конечно, следует понимать, что мы очень мало знаем о внутренней структуре червоточин и, более того, мы даже не знаем наверняка, существуют ли они вообще».

Некоторые галактики имеют светящиеся центры, называемые активными ядрами, которые выбрасывают в космос массивные струи заряженной материи, двигающиеся со скоростью, близкой к скорости света. Ученые считают, что ядра галактик подпитываются приливными взаимодействиями между сверхмассивными черными дырами и аккреционными дисками, состоящими из газа, пыли и падающих в черные дыры звезд.

Пиотрович и его коллеги предполагают, что ядра галактик — это «устья кротовых нор», а не сверхмассивные черные дыры. Если это так, то галактические ядра могут быть связаны друг с другом в пространстве и времени. Если два путешественника столкнутся внутри тоннеля, то червоточина выбросит поистине колоссальное количество энергии, а температура плазмы достигнет 10 триллионов градусов по Цельсию. Кротовая нора при этом также будет излучать высокоэнергетические гамма-лучи, которые можно легко отличить от света аккреционного диска.

«Аккреционные диски не испускают гамма-излучение, потому что их температура для этого слишком низкая, — объясняет Пиотрович. Кроме того, струи имеют очень специфическую диаграмму направленности — большая часть гамма-излучения направлена вдоль направления движения струи».

Мысль том, что галактические ядра могут быть червоточинами, возникла в 2005 году, но только теперь появилось исследование, предлагающее способ обнаружения космических туннелей. Современные обсерватории, такие как космический гамма-телескоп Ферми NASA, могли бы улавливать гамма-лучи, появляющиеся в результате падений вещества внутрь кротовых нор, если они существуют.

Но ближайшее галактическое ядро находится в миллионах световых лет от Млечного пути, поэтому мы не сможем до него добраться. Тем не менее, обнаружение свидетельств существования кротовых нор станет удивительным дополнением нашего понимания Вселенной.