«Через пять лет мои идеи услышат миллионы людей»: интервью с основателем Skyeng Георгием Соловьёвым
О бессмертии, последствиях попадания в список богатейших компаний Forbes и «звоночках» в работе топ-менеджеров.
Автор YouTube-канала «Заметки предпринимателя» и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп» Максим Спиридонов взял интервью у основателя и генерального директора онлайн-школы английского языка Skyeng Георгия Соловьёва.
Ниже — выдержки из интервью.
О выборе своего пути
Когда я стал думать, каким бизнесом могу заняться, так получилось, что онлайн-образование набрало больше всего плюсов. С одной стороны, я понимал эту боль: на втором курсе мне пришлось сделать программу по изучению английского языка для себя и своих друзей. С другой стороны, было очевидно, что эту идею можно развить с минимальными вложениями (больших денег у меня тогда не было).
О миссии
Спиридонов: Ты действительно видишь своей миссией борьбу со смертностью и считаешь, что её возможно достичь еще при твоей жизни?
Соловьев: Да. Мне кажется, что сегодня это самая большая проблема человечества. Человек эволюционирует гораздо быстрее, чем наша физическая оболочка. Рано или поздно в биологии случится такой же прорыв, как когда-то в микроэлектронике, нанотехнологиях, в интернете. И это «что-то» сделает исследования возможного бессмертия популярными, привлечёт в эту отрасль средства, и она начнёт развиваться.
Поэтому сейчас моя цель — заработать достаточно денег. Они дают возможность влиять на большее количество людей. Пять лет назад мою идею услышали бы только одногруппники в институте. Сейчас это десятки тысяч людей, а ещё через пять лет я выйду на совершенно другой уровень, и возможно, меня услышат миллионы.
О попадании в Forbes
После того как мы вошли в список 20 самых дорогих компаний рунета по версии Forbes (спустя пять лет работы на рынке по итогам 2017 года Skyeng оценили в $80 млн), агентства, с которыми мы сотрудничаем, начали просить платить им в два раза больше. И ещё нас отключили от всех привилегий.
О найме топ-менеджеров
Самый большой рывок случился, когда мы научились брать на руководящие позиции людей сильнее себя. Мы сделали это, потому что смертельно устали «микроменеджерить». Сначала мы звали людей из «Яндекса» и других больших компаний, заведомо считая, что там все крутые, но это оказалось не так. Нужно смотреть на человека, а не на лэйбл.
Потом поняли, что схема «вот тебе деньги, приходи и сделай нам чудо» не работает. Постепенно мы научились внедрять топ-менеджеров в компанию, обучать, совмещать их сильные качества с нашими возможностями, а не ждать от них чуда.
О качествах руководителей
Спиридонов: Назови три важных качества руководителя.
Соловьёв: Первое — это проактивность. У топ-менеджера должно быть своё видение того, как нужно изменить компанию. Если ты, например, не встречался с ним месяц, то спустя это время ты должен увидеть результат — трансформацию и улучшения. Если всё осталось по-прежнему, то, скорее всего, с этим менеджером придётся расстаться.
Второе — фулстек (full stack developer — разработчик, который может принимать участие во всех этапах разработки продукта). Практика Skyeng — руководитель не должен чураться работы руками. Если того требует ситуация, он должен залезть в контекстную рекламу и там что-то настроить. Если человек принципиально отказывается делать такие вещи, то это — «звоночек».
Третье — открытые зоны ответственности. Руководитель не перекладывает работу, которая нужна ему, на других. Нет логотипа? Бессмысленно говорить, что это недоработка отдела маркетинга. Пусть найдёт фрилансера. Нет фрилансера? Пусть нарисует сам.
О хантинге сотрудников
20 моих лучших сотрудников другие компании постоянно пытаются переманить на зарплату в два раза большую, чем ту, что они получают у меня. Но они не уходят, потому что знают, зачем они здесь.
С каждым из них мы договорились, сколько они хотят зарабатывать сейчас и через год, какие бонусы получат от компании (например, опционные программы). Кроме того, им нравится, что у нас интересные задачи, нет бюрократии, а вокруг классные люди и сильные профессионалы.
Поэтому увольнение по собственному желанию — редкость для Skyeng. Если топовый сотрудник вдруг решил уволиться, я лично выясняю, почему так случилось. Таких прецедентов за последний год было всего два: у одного не получалось сбалансировать рабочее и личное время, второго схантили на большие деньги.
О требованиях, которые предъявила команда
Раз в две недели я встречаюсь с ключевыми сотрудниками, чтобы рассказать, куда движется компания. Сначала я к этим встречам тщательно готовился, и всё проходило отлично, но потом как-то расслабился. Команда не захотела это терпеть и выработала собственный формат, согласно которому я должен проводить дальнейшие собрания.
В какой другой компании команда ставит требования генеральному директору? Но я этому очень рад. Если я трачу час рабочего времени своих лучших сотрудников, то должен предоставлять им актуальную информацию, помогающую развивать бизнес.
Об общении с успешными бизнесменами
Спиридонов: Для 28 лет ты выглядишь очень опытным и взвешенным руководителем. Что тебя таким сделало?
Соловьёв: Спасибо. Думаю, это общение с теми, кто уже достиг успеха. Я регулярно встречаюсь с пятью-семью людьми, с которыми у меня схожие представления о бизнесе и его развитии. Например, сегодня завтракал с вице-президентом «Тинькофф банка» Антоном Ямановым.
Когда я только пробовал вводить нетворкинг в свою жизнь, я создал несколько списков: бизнес-сообщества, компании, которые мне интересны, а также сами бизнесмены. И начал знакомиться с ними. Кому-то я писал напрямую и договаривался о встрече, кого-то подкарауливал на конференции, с кем-то знакомился с помощью других людей.
Я всегда открыто сообщал, что хочу поговорить о бизнесе, поделиться своим опытом, послушать об опыте человека и, возможно, попросить его совета. За всё время со мной отказался встретиться только один человек — директор сети WorldClass.
О встречах с олигархами
У меня было несколько встреч с олигархами. Но я так и не понял, почему они стали успешными. Мне кажется, что черты личности, присущие им, были актуальны в 1990-е годы, а сейчас они вообще не нужны. В Forbes их фамилии стоят в разделе «Доходы выше миллиарда», а они рассказывают вещи, совершенно не укладывающиеся в мою логику.
О развитии образования
Я верю, что в течение пяти-семи лет профессиональное сообщество сможет объединить образовательный рынок в России, собрать его в единый холдинг и, возможно, даже выйти на IPO. А дальше образование всё больше будет мигрировать в виртуальную реальность. Сегодня предел наших возможностей — это видеолекции и онлайн-вебинары, но в будущем появятся новые инструменты, подключатся роботы и другие технологии.
Образование — это перевод человека из пункта А в пункт Б, куда он приходит с новыми навыками. А в долгосрочной перспективе — это умение из одного человека сделать другого, улучшенную версию. А какими инструментами вы будете это осуществлять — не столь важно.
Полную версию интервью смотрите в «Заметках предпринимателя».
#заметкипредпринимателя
© vc.ru