Цепь переменного токена: почему NFT считают фикцией, но все равно покупают
Что такое NFT?
Невзаимозаменяемый токен, или NFT, ― это цифровой сертификат, который подтверждает право собственности на уникальный виртуальный предмет. Таким предметом может быть и неподвижная картинка в формате 2D, и гифка, и видео или аудиофайл. Иначе говоря, токен ― это ссылка, которая ведет на цифровой объект в интернете. Так что все-таки приобретают покупатели NFT: исключительные права на произведение или цифровой ключ, открывающий доступ к нему?
Отсутствие полной ясности в этом вопросе не помешало появлению и развитию NFT-рынка, который за несколько лет стал важной частью креативных индустрий. При этом никаких законов об уникальных токенах и правах на них пока нет ни в одном государстве мира. То есть рынок существует, а правовое регулирование на этом рынке отсутствует. Из-за этого цены на цифровые работы могут необъяснимым образом взлетать до небес, а цифровые активы становятся предметом ажиотажа, воровства, спекуляций и фиктивной торговли. И это далеко не все проблемы, с которыми сталкиваются покупатели.
Чтобы не потеряться и всегда быть на связи, читайте нас в Яндекс.Дзене и не забывайте подписаться на нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках!
Актив или фикция?
Сущность NFT как актива ― предмет спорный. Одни полагают, что покупка токена приравнивается к договору отчуждения, по которому пользователь приобретает исключительные права на цифровое произведение. Другие считают, что ссылка в сети никак не может быть объектом авторского права.
В ноябре прошлого года программист из Австралии Джефф Хантли выложил в сеть тысячи изображений, ранее проданных в формате NFT. На сайте The NFT Bay он разместил торрент-файл весом в 18 терабайт, назвав его «торрентом на миллиард долларов». Файл при этом мог скачать каждый желающий, получая таким образом доступ к множеству уникальных токенов.
Зачем он это сделал? Чтобы показать, что сама идея получения исключительных прав на NFT бессмысленна. Невозможно приобрести такие права на цифровое изображение, мем или музыкальный фрагмент ― покупатели всего лишь получают доступ к нему по гиперссылке, объяснил программист.
В Голливуде недавно был случай, хорошо иллюстрирующий, насколько неочевидна взаимосвязь между токеном и правом на интеллектуальную собственность. В начале января 2022 года режиссер Квентин Тарантино выставил на торги несколько NFT по своему знаменитому хиту «Криминальное чтиво». Среди них были не только аудиокомментарии Тарантино, но и главы из его оригинального сценария. Студия Miramax, владеющая исключительными правами на сценарий фильма, подала иск против режиссера, обвинив его в нарушении контракта и недобросовестной конкуренции. Но юристы заявили, что Тарантино вправе создавать и продавать токены, так что его NFT беспрепятственно ушли с аукциона за кругленькую сумму.
Тот факт, что по сути токен представляет собой лишь ссылку, ведущую к цифровому изображению, никак не останавливает коллекционеров, скупающих цифровые картинки за огромные деньги. Так что у авторов, которые видят в NFT нечто большее, чем просто цифровой сертификат, есть шанс сделать в этом новом мире не только громкое имя, но и неплохое состояние.
Золото токенов
В самом деле, продажа токенов ― отличный способ монетизации контента, один из механизмов платного доступа к нему. Прошлой весной диджей 3LAU первым из музыкантов решил продать свой альбом в виде NFT ― 33 токена с привязанными к ним треками принесли ему 11,7 млн долларов. Певица Граймс той же весной всего за 20 минут получила на аукционе почти 6 млн долларов за токены по своим рисункам и видео.
За короткое время токены из модного тренда превратились в эффективный инструмент влияния на креативный рынок. Созданием и приобретением цифровых произведений сейчас интересуются серьезные институции, которым важно не только идти в ногу со временем, но и приумножать свои доходы. Так, например, в конце прошлого года Государственный Эрмитаж провел первую в России NFT-выставку. А продажа пяти NFT-копий картин из коллекции музея принесла ему более 32 млн рублей.
Риски и перспективы
Впрочем, далеко не все приветствуют NFT-бум. Некоторые относятся к цифровым активам с недоверием. Компания ― разработчик компьютерных игр Valve недавно добавила в свой магазин Steam новое правило: там запрещено размещать игры, которые используют технологию блокчейн, и не разрешается проводить транзакции с NFT и криптовалютами. Valve отказывается наделять виртуальные предметы реальной стоимостью. Это, полагают в компании, поможет избежать судебных тяжб в случае нарушения прав на игровые артефакты и ценности.
А кражи виртуальных ценностей, увы, не редкость. В 2020 году после смерти китайской художницы Цин Хань мошенник, назвавший себя владельцем прав на ее работы, продал их в формате NFT на онлайн-аукционе, а выручку положил себе в карман. Решить, что именно он при этом нарушил ― интеллектуальные права или право собственности, ― непростая задача для суда. В начале нынешнего года владелец художественной галереи Челси Тодд Краммер едва не лишился ценных экземпляров из культовой серии токенов «Скучающие обезьяны» ― злоумышленники взломали его криптохранилище и выставили картинки с обезьянами на одном из цифровых аукционов. Хорошо, что площадка оперативно среагировала на жалобы владельца и пресекла торговлю краденым ― впрочем, это была ее добрая воля, ведь никакими законами виртуальная собственность пока не защищена.
В России эти законы еще только предстоит обдумать и разработать. Войдет ли невзаимозаменяемый токен в число объектов авторского права или будет признан всего лишь формой объективного выражения таких объектов? Думаю, разрешение возникшего перед законотворцами вызова — это лишь вопрос времени. Чем больше будет виртуальных произведений, чем больше отношений и споров будет возникать вокруг таких активов, тем скорее государство обратит внимание на этот рынок. Стремительно растущий интерес к NFT должен послужить стимулом для создания правил, которые будут регулировать обращение токенов и вопросы прав на виртуальные произведения.