Ценность дополнительного профессионального образования сохранится и в будущем

Don FieldЭра PostPC меняет не только технологии и их роль в бизнесе и общественной жизни. Изменения происходят и в других сферах, связанных с ИТ. В том числе — и в системе профессионального образования. Об этих переменах рассказывает старший директор по управлению продуктами подразделения Microsoft Learning Дон Филд. Он руководит командой, в задачи которой входит разработка новых курсов и программ обучения, нацеленных на профессионалов и обычных пользователей.

— Какие общие изменения произошли на рынке профессионального образования в последние годы — с наступлением эпохи PostPC?

— Действительно, рынок дополнительного образования, вслед за всем рынком ИТ, вступил в новую эпоху. Это — следствие колоссальных изменений в технологиях. И Microsoft, и наши партнеры во всем мире используют множество новых технологий.

Настало время, когда преподаватель может находиться за сотни и даже тысячи километров от своих учеников. При этом для поведения занятий используется множество доступных сегодня технологий, — передача видео и аудиоинформации через Интернет, обмен текстовыми сообщениями (chat), обеспечение выполнения удаленными слушателями лабораторных работ и т.п. Буквально неделю назад один из преподавателей из Швеции рассказывал мне о своем опыте использования современных технических средств. В его классе находится несколько камер, которые могут использоваться удаленными слушателями. Причем, слушатели сами решают, на что они будут смотреть в каждый момент: выбирая ту или иную веб-камеру на свое усмотрение, они могут переключаться между изображением преподавателя, классной доски, отдельных частей помещения и даже друг друга. Таким образом создается эффект полного присутствия для учеников, которые физически находятся за многие километры от классной комнаты.

Удивительно, но наши партнеры, которые используют современные технологии, отмечают, что уровень удовлетворения учеников от таких занятий выше, нежели в тех случаях, когда они присутствуют на занятиях лично. Они больше заинтересованы, они лучше мотивированы.

Еще один аспект, — доступность огромного количества онлайн-ресурсов, которые поддерживают систему дополнительного образования, дополняют его. К примеру, Microsoft развивает портал Microsoft Virtual Academy. Он позволяет IT-специалистам проходить обучение по многим техническим темам, тем самым дополняя классические занятия и курсы. . Нами также широко используются и вебинары (онлайновые семинары, длящиеся от одного до восьми часов), во время которых, как правило, два спикера в дружеской и неформальной манере обсуждают тот или иной технический вопрос, и зачастую уже после таких увлекательных «ток-шоу» зрители, заинтересовавшись темой, принимают решение пройти углубленное формальное обучение по этой теме.

Это — только начало. Современные технологии позволяют проводить занятия где угодно, с использованием любых средств, на любом расстоянии.

— На локальных рынках, подобных российскому, сертификаты о дополнительном образовании Microsoft имеют безусловную ценность. Но столь же высоко ценится и общее образование, полученное в таких университетах как Стэнфорд, Гарвард или Массачусетский технологический институт. Получается, и российским партнерам Microsoft приходится конкурировать не только между собой, но и с известнейшими мировыми центрами образования…

— Не считаю, что дополнительное образование, которое дают Microsoft и другие компании, конкурирует с академическим образованием. Университеты дают широкое, фундаментальное образование. Здесь изучается большое количество дисциплин, которые предназначены не только для того, чтобы дать специальные знания студентам, но и максимально расширить их кругозор. Обучение по программам Microsoft, напротив, нацелено на узкую специализацию. Здесь можно получить набор знаний и навыков, необходимый для конкретной профессии, для построения карьеры в отдельно взятой области. Я бы рекомендовал стремиться к получению и академического, и дополнительного профессионального образования.

— Насколько перспективно, на Ваш взгляд, сотрудничество коммерческих компаний с университетами?

— Сотрудничество бизнеса и образовательных учреждений очень ценно. Университеты заинтересованы в том, чтобы студенты получали знания и навыки, актуальные для их будущей работы. Это повышает их конкурентоспособность, повышает их стоимость и ценность для компаний-работодателей.

Для бизнеса очень важна быстрая адаптация выпускника вуза к работе в компании. Кроме того, и для компании, и для современного общества очень важна деятельность бизнеса по подготовке следующего поколения специалистов — будущих сотрудников компании (преемственность поколений в рамках компании). Это обеспечивает устойчивое развитие бизнеса и помогает молодым специалистам быстро продвигаться по карьерной лестнице. Поэтому сотрудничество компаний и университетов я считаю весьма положительным явлением.

— С расширением консьюмеризации ИТ и нарастанием такой тенденции, как Bring Your Own Device, меняется и роль корпоративных ИТ-специалистов. Видите ли вы отражение этих явлений в рынке дополнительного профессионального образования?

— Bring Your Own Device — это одно из нескольких радикальных изменений, которые мы наблюдаем сейчас на технологическом «ландшафте». Действительно, в компаниях сейчас используется целая смесь различных технологий от разных поставщиков. Подразделение Microsoft Learning должно готовить — и готовит — специалистов к работе в такой среде, где использование сервисов — таких как совместная работа, работа с данными, общение и обмен информацией — происходит на самых различных устройствах, использующих технологии разных поставщиков. Мы предлагаем целый ряд курсов, посвященных разработке программного обеспечения, сетевым технологиям, безопасности и др., в которых учитывается, что слушатели будут потом использовать разные системы и технологии — не только технологии Microsoft. К примеру, с выходом Windows 8 Microsoft полностью поддерживает такую технологию, как HTML 5. Это не стандарт Microsoft, а общий индустриальный стандарт разработки программного обеспечения который учитывает, что разработчики, единожды создав приложение, хотят сделать его доступным на устройствах разных производителей. И у нас есть курсы, посвященные разработке с использованием HTML5, которые можно прослушать в авторизованных учебных центрах Microsoft.

Кроме того, разрабатывая курсы, мы придерживаемся модульного принципа. Это позволяет нашим партнерам использовать эти модули при разработке собственных программ обучения для своих клиентов, подробно останавливаясь на тех аспектах, которые особенно интересны заказчикам. И если заказчика интересует кросс-платформенное решение, то учебный центр может скомбинировать в одном треке нужные модули из курсов Microsoft с обучающими материалами по другим технологиям.

Если говорить о текущих трендах, то мы также видим, что сами сервисы могут предоставляться как на базе оборудования, находящегося в компании (on-premise), так и в виде «облачных сервисов» или в виде «гибридных» сервисов, сочетающих первый и второй типы. Безусловно, облачные технологии нашли отражение в наших текущих курсах и сертификациях.

— В чем сейчас заключается потребительская ценность сертификатов о профессиональном образовании Microsoft? Ведь не секрет, что конкуренция на рынке труда в России уже не столь остра, как несколько лет назад…

— Замечательно, что в России специалисты с набором актуальных навыков могут рассчитывать на хорошую работу. (К сожалению, это происходит не везде в мире.) Но, даже в такой благоприятной для специалистов ситуации, работодатели сталкиваются с выбором между кандидатами. И если один из них продемонстрирует отличный багаж знаний и стремление развиваться, используя сертификацию ИТ-вендора, то он всегда окажется в выигрыше.

Но стремление найти работу — не единственная причина, по которой специалисты получают сертификат Microsoft. Некоторые решают получить его ради признания в профессиональной сфере, — ведь такие специалисты становятся своего рода элитой. Другие получают сертификаты специалистов Microsoft потому, что обучение и сложные экзамены помогают им получить новые знания и навыки, уверенность в том, что они смогут лучше выполнять свою работу. Я знаю многих системных инженеров, которые решили стать сертифицированными специалистами Microsoft для того, чтобы доказать себе, что они могут «взять эту планку». Наконец, я думаю, что стремление получить дополнительное образование будет оставаться у российских специалистов устойчивым всегда. И это обстоятельство будет оставаться не последним фактором для принятия решения о выходе на рынок России для многих зарубежных компаний.

— Для молодого ИТ-специалиста вершиной карьеры видится должность CIO. Возможно ли, на Ваш взгляд, построение такой карьеры без получения дополнительного профессионального образования?

— Есть много путей для того, чтобы и получить новые знания, и построить карьеру. Есть люди, способные добиться в сфере ИТ огромных успехов и построить блестящую карьеру и без дополнительного образования, без сертификации. Если бы я был системным администратором, я бы подумал о том, как получить дополнительные знания и навыки. Ведь от этого зависит то, что я напишу в своем резюме для того, чтобы получить более интересную работу, сделать следующий шаг по карьерной лестнице. Думаю, что если бы я захотел бы стать ИТ-директором, то не нашлось бы причин для того, чтобы отказаться от получения новых знаний. То, что молодой специалист заслуживает перехода в новое качество, нужно доказать — и работодателю, и самому себе.

Получение сертификата — одна из мер для мотивации на карьерный рост. Когда ИТ-руководитель оценивает перспективность своих подчиненных, то он гораздо внимательнее относится к тем, кто не пожалел своего времени для дополнительного образования. Обладатель сертификата, такого к примеру, как MCSE, выглядит весьма привлекательно и как кандидат руководящую позицию. Такие специалисты всегда получат предпочтение.

©  Microsoft