Чем запомнился 2017 год в области искусственного интеллекта: краткий обзор
Тренды машинного обучения прошедшего года от издания WildML, которые показывают, как ИИ входит в технологическую сферу.
В избранное
В избранном
Системы искусственного интеллекта обошли человечество в человеческих играх
В 2017 году системы, основанные на алгоритмах обучения с подкреплением (один из способов машинного обучения, при котором система обучается, взаимодействуя с некой средой или моделью среды и получая от неё ответные сигналы), несколько раз обыграли людей в сложные игры.
Разработанный Google алгоритм игры в го AlphaGo продолжил побеждать сильнейших игроков мира и научился вырабатывать стратегию игры самостоятельно — без анализа сыгранных человеком партий. Эта версия системы получила название AlphaGo Zero.
В декабре 2017 года Google рассказала об обобщённой версии алгоритма — Alpha Zero, — которая не предназначена для какой-то конкретной игры. На вход система получает правила игры и в ходе обучения самостоятельно вырабатывает тактику. Он успешно обучилась шахматам, го и сеги и обыграла лучшие алгоритмы в каждой из игр.
В университете Карнеги — Меллон разработали алгоритм Libratus, который обыграл ведущих игроков в покер на 20-дневном турнире по техасскому холдему. Система DeepStack, созданная учёными из Карлова университета в Праге, Чешского технического университета и Альбертского университета, чуть ранее также смогла обыграть человека в покер. Оба этих алгоритма играют в хедс-ап — вид покера, при котором в игре участвуют только два человека.
В 2018 году, пишет WildML, алгоритмам предстоит освоить игры на несколько игроков. Принадлежащая Google компания DeepMind занимается разработкой системы для игры в Starcraft 2, а команда OpenAI, которой уже удалось достичь успехов в игре в Dota2 один на один, собирается вскоре показать систему для игры пять на пять.
Возвращение эволюционных алгоритмов
Эволюционные алгоритмы в машинном обучении применяют для решения задач принципы и процессы естественного отбора и мутации, описанные в биологии. К ним относятся, например, генетические алгоритмы, которые комбинируют нужные параметры возможными способами в поисках оптимального решения задачи.
В 2017 году разработчики из OpenAI продемонстрировали, что такие алгоритмы могут достичь показателей, сравнимых с обучением с подкреплением. Команда исследователей из Uber рассказала о разработанных ими системах на базе эволюционных алгоритмов, которые обучились играть в игры от Atari.
Системы синтеза речи
Основная тенденция 2017 года, по мнению WildML, — отход от сложных рекуррентных и свёрточных архитектур для синтеза речи, обучение которых занимает большое количество времени, и переход к системам с использованием механизма внимания — подхода, при котором детально обрабатывается лишь часть входных данных. Это снижает затраты на обучение систем и позволяет использующим их компаниям получать хорошие результаты при меньшей стоимости.
Год инструментов
Свои инструменты для разработчиков в 2017 году представили многие крупные компании — Google, Facebook, Apple, Microsoft и другие. Краткий список:
- PyTorch — библиотека глубокого обучения от Facebook.
- Tensorflow 1.0 — новая версия популярного фреймворка глубокого обучения от Google.
- CoreML — библиотека машинного обучения для мобильной разработки.
- Pyro — язык программирования систем глубокого обучения, разработанный командой исследователей из Uber.
- Gluon — API для систем машинного обучения от Amazon.
- Michelangelo — внутренняя библиотека глубокого обучения для команд внутри Uber.
- Roboschool — платформа для обучения роботов, разработанная проектом OpenAI.
- Baselines — набор из нескольких моделей для обучения с подкреплением от OpenAI.
- Tensorflow Agents — платформа для обучения алгоритмов с подкреплением от Google.
- Unity ML Agents — инструмент для создания и обучения игровых алгоритмов обучения с подкреплением от Unity.
Курсы и лекции по машинному обучению
С ростом количества инструментов выросло и количество ресурсов для изучения технологий искусственного интеллекта и машинного обучения, пишет WildML.
- Проект OpenAI вместе с Калифорнийским университетом в Беркли провёл мероприятие Deep RL Bootcamp с лекциями, посвящёнными обучению с подкреплением.
- Весной 2017 года Стэнфордский университет обновил свой курс по применению свёрточных нейронных сетей для визуального распознавания данных.
- Зимой 2017 года Стэнфордский университет обновил курс по обработке естественного языка при помощи глубокого обучения.
- Стэнфордский университет опубликовал курс по моделям и теориям глубокого обучения.
- Coursera опубликовала курс по глубокому обучению.
- В Монреале прошла летняя школа по глубокому обучению и обучению с подкреплением.
- Калифорнийский университет в Беркли представил курс по глубокому обучению с подкреплением.
- Google провела конференцию Tensorflow Dev Summit для разработчиков, работающих с алгоритмами машинного обучения.
Применение искусственного интеллекта в медицине
Среди успехов 2017 года: алгоритм, разработанный учёными из Стэнфорда, научился выявлять рак кожи у пациентов. Другая группа исследователей из того же университета представила систему, которая способна определять нарушения в работе сердца (аритмию) по ЭКГ с большим успехом, чем кардиолог.
Применение в искусстве
В конце 2016 года Google представила алгоритм Quick, Draw, который угадывает, что хотел нарисовать пользователь. А в 2017 году показала нейронную сеть AutoDraw, которая дорисовывает его наброски.
Значительный прогресс, считает WildML, в 2017 году показали GAN — генеративно-состязательные сети. Такие модели построены на базе двух нейронных сетей, одна из которых предлагает возможные варианты решения, а другая — отбрасывает неподходящие. Они могут генерировать изображения и фотографии, высказывания и так далее. Уже вскоре, полагает автор материала, они смогут решать серьёзные задачи.
Самоуправляемые автомобили
Крупные компании продолжают разработку систем автопилота для автомобилей: такими технологиями занимаются Uber, принадлежащая Google команда Waymo, такси-сервис Lyft, Tesla. К декабрю 2017 года самоуправляемые автомобили от Uber наездили по дорогам 2 млн миль (около 3,2 млн километров). Наличие разработок в этой области подтвердила и Apple.
Интересные проекты на базе ИИ
Редакция WildML отдельно выделила несколько примечательных разработок на базе алгоритмов искусственного интеллекта, которые были опубликованы в 2017 году. Некоторые из них:
- Алгоритм для удаления или изменения фона изображения.
- Приложение MakeGirlsMoe для создания аниме-персонажей.
- Алгоритм для раскрашивания чёрно-белых фотографий.
- Нейронная сеть для игры в Mario Kart.
- Инструмент для выявления фальшивых картин на базе алгоритмов глубокого обучения.
- Приложение, которое воссоздаёт предмет по рисунку.
- Система, в которой алгоритмы занимаются созданием собственного языка для общения.
- Алгоритм для улучшения качества фотографий.
Наборы данных для обучения
Открытые наборы размеченных данных для обучения моделей на базе искусственного интеллекта опубликовали команды YouTube, Google (рисунки QuickDraw, набор изображений с совершающими определённые действия людьми AVA, набор голосовых команд, музыкальных отрывков), DeepMind, сервис вопросов и ответов Quora.
Hardware-войны
В 2017 году лидер рынка Nvidia представила флагманскую видеокарту Titan V, но конкуренты, пишет WildML, не собираются уступать. Разработкой собственного «железа» занялась Tesla, новые чипы представили Intel и Google. Ведутся разработки и в Китае, где популярность видеокарт выросла на фоне увлечения майнингом криптовалют.
Громкие заголовки
«То, о чём пишут СМИ, почти никогда не соответствует тому, что на самом деле происходит в исследовательской лаборатории», — пишет WildML. В качестве примера издание приводит разработку IBM Watson, создатели которой серьёзно озаботились продвижением технологии в медиа, а система при этом не показала сколько-то значимых результатов.
В августе 2017 года СМИ обратили внимание на алгоритмы искусственного интеллекта Facebook, создавшие собственный язык для общения друг с другом. Некоторые издания опубликовали заметки, в которых рассказали, что ИИ от Facebook «вышел из-под контроля», и из-за этого ботов пришлось отключить. «Исследователи просто прекратили эксперимент, который не дал нужных результатов», — объясняет WildML.
Инвестиции
- Microsoft приобрела стартап в сфере глубокого обучения Maluuba.
- Google купила сообщество для исследователей в области машинного обучения Kaggle.
- Японская SoftBank приобрела производителя роботов Boston Dynamics.
- Facebook приобрела стартап по разработке виртуального помощника Ozlo.
- Samsung выкупила команду проекта Fluently и представила голосового помощника Bixby.
- Компания Mythic привлекла $8,8 млн на разработку ИИ-чипов.
- Стартап Elemant AI, который занимается платформой для разработки решений на базе ИИ, привлек $102 млн.
- Команда проекта по разработке автопилота Drive.ai привлекла $50 млн.
- Платформа для создания ИИ-приложений Graphcore привлекла $30 млн.
- Компания Appier получила $33 млн инвестиций.
- Компания Prowler.io, которая занимается разработкой алгоритмов принятия решений, привлекла $13 млн.
- Стартап по медицинской диагностике на базе ИИ Sophia Genetics привлёк $30 млн.
#будущее #машинноеобучение
© vc.ru