Человек, навсегда изменивший ландшафты: мерцающие поля Брюса Манро

Человек, навсегда изменивший ландшафты: мерцающие поля Брюса Манро
Британский художник Брюс Манро в ответе за то, что по московским паркам рассыпались акриловые шарики, мягко светящиеся в темноте. Он их придумал, а ландшафтные дизайнеры всего мира оценили и скопировали.

Британский художник Брюс Манро в ответе за то, что по московским паркам рассыпались акриловые шарики, мягко светящиеся в темноте. Он их придумал, а ландшафтные дизайнеры всего мира оценили и скопировали.
bd1e147ac65ec5a5f3eba18eaa8b8ae1_cropped
19 апреля 2020 15:00

На фото сверху — инсталляция The Field Of Light /«Поле света». Шесть гектаров холмистого поля усеяны рассеивающими свет сферами, соединенными оптоволоконным кабелем. Инсталляция положила начало моде на подобные конструкции в ландшафтном дизайне.

Впечатлить человека просто. Покажите ему что-нибудь очень большое и разноцветное — и он остановится, зачарованный. Одинаковый эффект имеют и природные, и рукотворные шедевры: радуга, звездное небо, северное сияние, фейерверки, лазерные шоу, снимки галактик и туманностей «Хаббла», «Звездная ночь» Ван Гога, «Космическая одиссея» Кубрика или инсталляции Брюса Манро. Все его работы — это попытки воплотить то, что воплотить невозможно. Манро пытается с помощью ламп и бликов воссоздавать переживания, которые и словами-то не всегда получается толком описать: единение с природой, родство душ, первое впечатление, ощущение времени.

Брюс Манро Брюс Манро Страна: Великобритания // Жанр: световая скульптура, световая инсталляция // Материалы: акрил, пластмасса, оптоволокно, светодиоды, люминесцентные трубки

Взять хотя бы то же «Поле света»: инсталляция родилась как продолжение мистического переживания взаимосвязи всего со всем. «Я хотел засадить целое поле светильниками, которые пробуждались бы с наступлением сумерек, как семена в сухой почве пустыни», — объясняет художник.

Путь к свету

Манро не всегда занимался такими возвышенными вещами, как «Поле света». Выучиться обращению со светильниками и проводами его вынудила скорее необходимость, чем вдохновение. По образованию Манро живописец, но тридцать с лишним лет он практически не занимался искусством, перебиваясь мелкими заработками. Он успел поработать Санта-Клаусом, поваром и даже инструктором по аэробике. Первый опыт работы с осветительными приборами 25-летний Манро получил, устроившись в рекламную фирму. Потом был свой бизнес (неоновые вывески на заказ) и должность в большой дизайнерской компании, затем — новое погружение в деловой мир, на этот раз в качестве создателя модных световых инсталляций на продажу. Нащупать свою тему и позволить себе свободу творчества художник смог, только разменяв пятый десяток.

Инсталляция

Море света

Манро обожает компакт-диски. Из них он делает моря, переливающиеся под солнцем или в искусственном свете. За самой большой из его дисковых инсталляций, CDSea, стоит очень личная история о разлуке с отцом. Отец остался в Англии, Брюс жил в Сиднее, но оба — у большой воды. И вот, сидя на берегу океана одним солнечным днем, Брюс вообразил, что по воде можно пройти, как по тропинке, — и оказаться на теплом девонском побережье, совсем недалеко от отчего дома. Неизвестно, что больше повлияло на настроение Манро в тот день — воображение или игра солнечных бликов на поверхности океана. Сам Манро решил, что дело в игре света — и вознамерился воссоздать ее. Так на зеленом холме в графстве Уилтшир появилось море из шестисот тысяч использованных CD- и DVD-дисков с петляющей тропинкой посередине. Выкладывать инсталляцию помогали родные и друзья, так что процесс создания арт-объекта сам превратился в нехитрое, но объединяющее семейное развлечение.

Инсталляция CDSea (2010, Холм Лонг Нолл, Уилтшир) Инсталляция CDSea (2010, Холм Лонг Нолл, Уилтшир). Тропинка, которая вьется среди «моря» из 600 тысяч компакт-дисков — метафора связи между людьми и воспоминание художника об одном памятном моменте, проведенном на берегу океана.

Так Манро превратился из живописца-поденщика в гуру ландшафтного дизайна. У него заказывают световые инсталляции парки, музеи и фестивали света; его скульптуры освещают холлы штаб-квартир корпораций и ботанические сады, модные подиумы и театры.

Новые поля

«Поле света» выросло вместе с карьерой своего создателя. Его первое воплощение, появившееся среди английских холмов в 2004 году, состояло всего лишь из пяти тысяч акриловых «фонариков» —, но даже они обошлись художнику в круг­лую сумму и заставили влезть в долги. Правда, известность, которую принесло «Поле», легко окупила вложения.

Световые скульптуры с выставки Tropical Light (Австралия, 2019) Световые скульптуры с выставки Tropical Light (Австралия, 2019). Выставка под открытым небом Tropical Light — это восемь световых скульптур и инсталляций, установленных в разных частях города Дарвин на севере Австралии. По мнению Брюса Манро, в Австралии особенный свет: яркое солнце рассеивается в океанских брызгах, в пыли, в жарком воздухе пустыни и в тропическом лесу. Выставка Tropical Light посвящена австралийскому солнцу.

Последний вариант «Поля» — пятьдесят тысяч светильников — навсегда останется в Алис-Спрингс (Австралия). Они запитаны от солнечных батарей, энергии потребляют мало, поэтому под австралийским солнцем практически автономны.

Другой его вариант появился в октябре в Калифорнии: там тоже больше пятидесяти тысяч светящихся шариков на тонких стеблях. Хорошо прийти посмотреть на мерцающие холмы —, но еще лучше обнаружить их случайно, оказавшись там под вечер. Впрочем, чтобы ощутить эффект, не обязательно ехать в США или Австралию. Нехитрый, но эффективный прием Манро взяли на вооружение ландшафтные дизайнеры по всему миру, и теперь усеянные акриловыми шариками поля можно найти даже в Москве — в парке «Зарядье» и на Бульварном кольце.

Лучшее за неделю

Статья «Мерцающие поля Брюса Манро» опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2020).
Ещё больше по темам

Обсудить 0

Лучшее за неделю
Читайте также

©  Популярная Механика