Человек, культура, цифра: лучшие музейные проекты России
Картина, рожденная кистью живописца и фантазией художника, и картина целого мира, воссозданная благодаря научным исследованиям и торжеству человеческого разума — что между ними общего? Что вносят цифровые технологии в музейную культуру и как традиции музеев сказываются на научно-техническом прогрессе? Чтобы ответить на эти вопросы участниками профессиональных конференций становятся не только музейные сотрудники, но и представители высокотехнологичных отраслей. Результатом такого сотрудничества становится новая реальность музейной жизни, а креативный подход к использованию технических новинок — предметом дискуссии на семинарах для узкопрофильных специалистов.
Согласно исследованию, проведенному не так давно ГМИИ им. Пушкина, самые ожидаемые посетителями музеев и галерей технологии — VR и AR, виртуальные помощники и мобильные приложения, 3D-графика и маппинг — наложение видеопроекций. Чем же отвечают учреждения культуры на эти запросы? Рассказываем об основных музейных тенденциях современности.
«Водил меня Серёга на выставку Ван Гога»
Виртуальная и дополненная реальность уже привычна для музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Новейшие разработки давно используются в повседневной практике Эрмитажа и Третьяковской галереи, Пушкинского музея, музея современного искусства «Гараж» и других «мастодонтов» культурного пространства страны.
Мультимедийные альбомы и образовательный онлайн-проект «Эрмитажная академия», интерактивные выставки и ожившие марки, переосмысление авторского замысла художника и даже «звучащие картины» — как в случае с музыкальной темой, дополняющей «Крик» Мунка.
Современные музеи активно ищут новые способы диалога с публикой об искусстве. Например, музей-панорама «Бородинская битва» создал отдельную экспозицию для предварительного знакомства с знаменитым батальным полотном — мобильное приложение «Игра в солдатики» с обмундированием воинов различных полков русской армии начала 19 века упрощает изучение картины при визите в непосредственно музей.
История оживает в 3D
Мультимедийные экспозиции в современных музеях позволяют посетителям самостоятельно пройти путем эволюции — как, например, в Дарвинском музее в Москве, одном из старейших естественно-исторических музеев Европы. Здесь можно принять участие в увлекательном путешествии протяженностью в несколько миллиардов лет и успешно миновать тупиковые ветви развития цивилизации, узнать о возникновении и развитии жизни на нашей планете, услышать звуки древнего леса и прикоснуться рукой к зубу мамонта либо к окаменевшим останкам ископаемой акулы. Завести близкое знакомство с обитателями нашей планеты, сделать на память фотографию с хамелеоном Чарликом и и разгадать ответы на многочисленные загадки природы можно в интерактивном образовательном центре музея.
Технологии дополненной реальности позволяют побывать на стоянках древнего человека и совершить множество интересных открытий во время виртуального тура по залам Национального музея Кабардино-Балкарии, одного из самых крупных запасников культурно-исторических ценностей на Северном Кавказе. Сейчас музей продолжает работу над созданием виртуальной базы экспонатов различных эпох совместно с сотрудниками Кабардино-Балкарского научного центра РАН. В планах совместного проекта — представить не только уникальную коллекцию из запасников музея, но и экспонаты Московского государственного исторического музея.
Единственная в России Детская палеонтологическая конференцию ежегодно проходит в Музее пермских древностей, а совершить познавательную прогулку по пермскому периоду, заключительному периоду геологического палеозоя, и завести знакомство с «древними пермяками» отлично помогает мультимедийный проект для планшетов и смартфонов, презентованный краеведческим музеем ещё в 2013 году.
«Пермский период — это не только какие-то непонятные камни, которые спрятаны в витрине. Это то, что они могут поднять под ногами, лизнуть, положить в карман, спуститься под землю в пещеры, отправиться на сплав по уральским рекам и увидеть огромные камни по берегам. Это все то, что окружает нас в ежедневной жизни», — так объясняла замысел проекта «Открой Пермский период» Юлия Глазырина, заведующая отделом Пермского краеведческого музея.
Разговор с историей
Комплексный подход к организации современного музейного пространства и его бесшовная интеграция в единую ткань общей «информационной Вселенной» — отличительная черта не только краеведческих и естественно-научных музеев.
Находящийся в Туле один из старейших музеев России — Тульский государственный музей оружия — предлагает посетить мультимедийную экспозицию «История стрелкового и холодного оружия с XIV в. до 1945 г.», где можно подержать в руках стрелковую винтовку образца 1870 года, собрать пулемет Максима или автоматическую винтовку Токарева, представить себя тульским оружейником 19 века и узнать о напряженной работе сотрудников цеха ТОЗ в годы Великой Отечественной войны.
Завести непростой разговор об историческом наследии и полностью погрузиться в конкретную эпоху, заново перевернуть страницы недавней истории и переосмыслить для себя её уроки можно в таких музеях, как екатеринбургский музей Бориса Ельцина и Томский областной краеведческий музей имени М.Б. Шатилова, музей истории ГУЛАГа, и многих других институций, сохраняющих историческую память.
Особую атмосферу таких «остросоциальных музеев» уже невозможно представить себе без органичного использования технологических возможностей цифрового века — оцифрованных видеоархивов и аудиозаписей, разговора с аудиторией языком героев мультимедийных фильмов, «переклички» музейных раритетов и интерактивных решений.
Бесконечный Artefact
Готовые музейные продукты, отвечающие всем требованиям цифрового века — это вершина айсберга и многомесячный труд множества специалистов — от искусствоведов до программистов. На практике стремительность развития технологий и внедрения их в бытовое пространство цифровой эпохи выявила изрядные кадровые вопросы: региональным музеям зачастую не хватает опыта и ресурсов для создания задуманных проектов.
В подобной ситуации помогает музеям создавать современный контент мультимедийная платформа Artefact, проект Министерства культуры РФ. К проекту мобильных гидов присоединяются не только крупнейшие отечественные музеи, но и небольшие учреждения — от Калининграда до Салехарда. Поддержка музейных решений осуществляется на конкурсной основе в рамках национального проекта «Культура».
Современное решение помогает сократить дистанцию музея с аудиторией и сделать посещение выставки более интерактивным: достаточно только навести камеру смартфона на картину и приложение «Artefact» само распознает экспонат, покажет его изображение до реставрации или в рентгеновских лучах, запустит аудиогид. Если нет возможности посетить ту или иную выставку, это теперь можно сделать и в виртуальном режиме: достаточно установить приложение «Артефакт» на свое мобильное устройство.
Сегодня мультимедиа-гидом с дополненной реальностью можно воспользоваться в различных музеях и библиотеках страны: Русском музее, Государственном историческом музее, Российской государственной библиотеке, Тверской областной картинной галерее, Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, Ярославском художественном музее, в музее-заповеднике «Кижи», Государственном художественном музее Ханты-Мансийска.
Уже сейчас единая платформа музейных мультимедийных гидов позволяет узнать о сокровищах российских краеведческих музеев, полюбоваться картинами в художественных музеях Симферополя и Владивостока, Мурманска и Пензы.
«Такие технологии, как дополненная реальность, помогают по‑новому посмотреть на коллекции наших музеев. Приложение «Артефакт», созданное при поддержке Министерства культуры РФ, позволит получить новые знания и эмоции, а также узнать интересные факты о музейных экспонатах» — Вадим Ваньков, директор департамента информационного и цифрового развития Минкультуры России.
Обсудить 0