Человек, который придумывает будущее
Лет через пять Пономарев предсказывает появление голографических оконных стекол. Можно будет подойти к окну, щелкнуть переключателем — и за стеклом возникнет Москва далекого будущего, с причудливыми зданиями и необычным транспортом, интегрированными в существующую инфраструктуру. А может, на небе взойдут два солнца, как в «Звездных войнах».
Появление беспилотных электромобилей с такими стеклами-дисплеями, которые смогут показывать контекстную голографическую рекламу, наверняка убьет рынок современной «наружки». Кстати, Виктор Пелевин в своем романе «iPhuck 10», вышедшем в 2017 году, описал похожую технологию. В книге пользование такси было бесплатным, если пассажиру показывали рекламу, а деньги списывались только за поездку в машине с прозрачными стеклами. Я не удержался и спросил Виталия, общался ли он с писателем и рассказывал ли ему о своих технологиях. Оказалось — нет, даже роман не читал.
Кино и не только
Мало кто знает, что в 1974 году в московском Научно-исследовательском кинофотоинституте велись работы по созданию голографического кинематографа. Были созданы технологии отражательного голографического экрана, толстослойные кинопленки сверхвысокого разрешения, специальные объективы, методы съемки — и даже снят короткий черно-белый фильм на 70-мм голографической кинопленке в импульсном лазерном когерентном свете и сделана проекция на голографический экран с диагональю 1 м. А в 1984 году впервые в мире была осуществлена съемка и проекция фильма с трехмерным цветным голографическим изображением. Увы, технология сильно опередила время, а перестройка поставила крест на экспериментах. Но сегодня WayRay продолжает эту тему.
«Голографическое кино — первое, что приходит в голову, когда видишь технологию в действии, — говорит Виталий Пономарев. — Мы общались с разными голливудскими компаниями типа Warner Brothers, Universal, которые постоянно ищут новые технологии и у них под эти задачи есть собственные фонды. Они смотрят на дисплей: «Вау, здорово!» — и сразу интересуются: «А мы можем здесь показывать наши фильмы?» Я отвечаю: «Ребята, фильмы вы можете показывать на плоском экране в кинотеатрах. Когда есть голографический дисплей, на нем можно демонстрировать что-то покруче. Зачем вам показывать плоскую картинку?»
Пономарев уверен, что его технология породит совсем другой вид развлекательного контента, для которого пока нет даже названия и который будет полностью интегрирован в окружающую реальность. Мы привыкли неподвижно сидеть перед экраном и слушать готовые истории, а тут можно ехать на автомобиле и быть частью совсем другого приключения. «Мне не хватает воображения придумать, что это будет конкретно, — говорит Виталий. — Но я создаю платформу и инструменты. А молодые люди с фантазией обязательно появятся. И удивят не только меня, но и весь мир».