Царь-пушка №2: каким был колоссальный советский "сухопутный линкор"
Пролежавшие 15 лет на дне орудия подняли, очистили и использовали для строительства мощных и мобильных артсистем, призванных защищать береговую линию СССР. Батарея из трех ТМ-III-12 отправилась служить под Ленинград, где в обстановке предельной секретности были построены сети железнодорожных подъездов и поворотных площадок для кругового обстрела. Во время финской войны батарея обстреливала Выборг. Ресурс стволов, рассчитанных на 250 выстрелов, был значительно истрачен, их заменили на «единокровных братьев» с той же «Императрицы Марии» и «Гангута». Обновленные установки переправили на полуостров Ханко, который СССР получила от Финляндии в аренду и где была спешно построена первая в стране зарубежная военная база.
Великая Отечественная началась для батареи ТМ-III-12 уже 22 июня. Прежде чем оставить позиции после 164-дневной обороны, командование приказало все взорвать. Но превратить колоссальные установки в груду абсолютно непригодного лома непросто. Финны сумели их восстановить: ведь самые главные «запчасти» — 305-мм стволы — в 1940 году подарила Финляндии Франция, у которой после Гражданской войны оказались остатки российского флота во главе с линкором «Император Александр III».
С января 1945-го ТМ-III-12 снова в советском строю. В 1961 году они были законсервированы и в числе прочих поставлены на хранение в форт «Красная горка», где спустя почти 40 лет будущий экспонат и нашел директор ЦМ ВОВ В.И. Брагин. Большинство гигантских орудий, хранящихся на складах, уже были разрезаны и пошли на металлолом. Доказывать, что уникальный военно-технический образец более ценен в виде памятника, пришлось в самых высоких инстанциях. Но главные испытания были впереди.
Инженерно-транспортная эпопея с элементами бюрократического триллера — так, пожалуй, можно определить заключительную, посвященную перевозке и установке ТМ-III-12 на Поклонной горе часть книги Брагина «Пушки на рельсах», которая стала итогом многолетних поисков информации о судьбе советской железнодорожной артиллерии. Обязательно почитайте!
Модель: ТМ-III-12
Тип: сверхтяжелая железнодорожная артиллерийская система
Калибр: 304,8 (305) мм
Масса ствола: 48 688 кг
Длина ствола: 15,9 м
Дальность стрельбы: до 44 км
Скорострельность: 1−2 выстрела в минуту
Масса в походном положении: 340 т
Длина транспортера: 33,92 м
Выпущено: 3 экземпляра
Где увидеть: Центральный музей Великой Отечественной войны (Москва), Центральный музей Октябрьской железной дороги (Санкт-Петербург)
— В конструкции ТМ-III-12 было два важных новшества: верхний лафет, опускавшийся вместе со стволом в полость главной балки, и штыревое основание, позволявшее вести круговую стрельбу с заранее оборудованного бетонного основания.
— Гидравлические домкраты и продуманная механика обеспечивали быструю (всего за час) подготовку орудия к бою и уход с позиций.
— Для перевозки и обслуживания батареи из трех установок ТМ-III-12 требовалось 110 единиц подвижного состава и 459 офицеров и бойцов.
— Артустановка поражала береговые и морские цели, движущиеся со скоростью до 60 узлов.