"Выйдя из этого кризиса, мы увидим новые, более интересные подходы к работе в ИТ"

Владимир Крюков, компания CanonicalИнтервью с Владимиром Крюковым, менеджером по работе с партнерами компании Canonical в регионе EMEA.

- Что принес 2008 год рынку информационных технологий и телекоммуникаций?

- В 2008 году произошло достаточно много изменений во всех аспектах отрасли ИКТ, будь то бизнес, технологическая составляющая или влияние ИКТ на общество. И в каждом из них мы видим то или иное развитие и достаточно любопытные результаты. Если говорить об изменениях, которые начали происходить в конце прошлого года под давлением экономического кризиса, то к ним тоже можно относиться по-разному. Кризисом я бы скорее назвал то состояние, которое у нас было на период "весна-лето 2008 года". То, что мы увидели в конце года, и то, что мы видим сейчас, - это уже скорее некое отрезвление, катарсис, очистка от того, к чему мы пришли за указанный промежуток времени, и в какой-то степени расплата за недальновидное прогнозирование и поведение. Поскольку ИТ обслуживает другие реальные области экономики и общества, то, естественно, что к концу 2008 года спрос на эту продукцию и услуги существенно упал. Можно сказать, что спрос на ИТ опустился до показателя, соответствующего реальной стоимости продуктов и востребованности различные услуг.

- Какие новые тенденции появились в 2008 году?

- В модели использования вычислительных систем все больше стал преобладать сетевой подход. По этой причине все большее значение придается мобильности и возможности всегда находиться на связи. В 2008 году получила развитие тенденция к увеличению скорости передачи данных между вычислительными центрами, что вылилось в развитие различных систем распределительных вычислений. Интересный момент, с точки зрения бизнеса, заключается в том, что доля услуг в общем объеме ИТ-рынка продолжает постоянно расти, и то, что раньше являлось продуктом, начинает преобразовываться в предложение по услуге. Безусловно, в этом отношении необходимо отметить развитие Cloud Computing. Например, в настоящее время организация в зависимости от своей потребности и вычислительной мощности может не приобретать дополнительное оборудование, а подписать контракт с провайдером и купить необходимую вычислительную мощность в том объеме, который ей необходим.

- Какой вклад в развитие рынка внесла ваша компания?

- На мой взгляд, вклад, который внесла Canonical в развитие ИТ, можно оценить по результатам деятельности нашей компании. Canonical фокусируется на программном обеспечении и обслуживании в области ПО. Главная задача, которую мы перед собой ставим, - это сделать Ubuntu Linux, в разработке которого мы участвуем и который продвигаем, платформой для создания вычислительных систем, которая бы активно использовалась как производителями аппаратного обеспечения, так и разработчиками ПО. И, на мой взгляд, на этом пути наша компания добилась достаточно хороших результатов, о чем можно судить в том числе и по увеличению числа партнеров, начавших сотрудничество с нами. К компании Dell, с которой мы начали работать еще 2007 году, в прошлом году присоединились такие производители, как HP, Toshiba, Acer. В России это "К-Систем" и "Формоза". Популярность нашей системы также была отмечена корпорацией IBM, которая начала сертифицировать свои продукты на совместимость с Ubuntu. В то же время, по мере роста интереса к системе Ubuntu все большее количество производителей ПО начинают рассматривать ее как платформу, а, следовательно, растет и число приложений, созданных под Ubuntu. Появляется все больше интересных и сложных проектов на базе Ubuntu Linux.

- Какие трудности возникают при продвижении ОС Ubuntu на российском рынке? Как вы справляетесь с ними?

- Большое значение для продвижения решений на основе Linux имеет практический опыт использования этих продуктов. Есть много компаний, пробовавших использовать приложения Linux, в том числе Ubuntu, которые сталкивались с нежелательными побочными эффектами, связанными с некорректной установкой этих программных продуктов. Использование некорректных драйверов или же недочеты при установке системы приводили к различным проблемам, например, при загрузке обновлений системы безопасности или во время работы. Как результат, у пользователей возникало ощущение того, что они работают с некачественной системой, из-за чего был высокий процент возврата этой продукции.

- Как вы планируете популяризировать Ubuntu среди производителей и покупателей ПК?

- Мы считаем, что пользователи, покупающие компьютер, должны иметь возможность выбора ОС, в том числе и с Ubuntu Linux. На текущий момент еще существуют сложности в совместимости некоторых аппаратных компонентов с Linux. В то же время наше сотрудничество с производителями приводит к тому, что они начинают требовать от своих поставщиков аппаратных компонент сертификации по совместимости с Linux и в частности с Ubuntu. Таким образом, производители аппаратных компонент все больше "поворачиваются лицом" к Linux.

Более того, в прошлом году мы изменили модель работы с нашими партнерами, которая предполагает не только продажи, но и обслуживание наших продуктов. Раньше мы в основном фокусировались просто на популяризации Ubuntu Linux: рассказывали о возможностях и преимуществах нашей системы, проводили бесплатное обучение для OEM-партнеров. В середине прошлого года мы пришли к выводу о том, что и для нас, и для наших партнеров было бы более интересно сотрудничество по принципу покупки обслуживания системы. Таким образом, на сегодняшний день в зависимости от пожелания OEM-партнера мы можем донастраивать и изменять Ubuntu под их потребности. С другой стороны, мы можем сертифицировать такую систему и гарантировать ее работоспособность со всеми будущими обновлениями. В общем-то, эта модель неплохо прижилась на текущий момент, и число партнеров, которые работают с нами, продолжает расти.

Если резюмировать, я бы сказал, что для многих процессов просто необходимо некоторое время, для того чтобы, во-первых, они произошли, во-вторых - окружающие увидели результат и убедились в том, что система работоспособна. Никто не хочет проверять на себе, но в то же время многим интересны новшества. Как правило, после того как появляется некая гарантия работоспособности, люди начинают этим пользоваться.

- Какое влияние оказал финансовый кризис на ИТ-отрасль?

- Здесь есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание. С одной стороны, мы наблюдаем картину общего спада спроса. При этом обостряется конкуренция, многие компании уже обанкротились, большое количество специалистов оказались на улице. Достаточно распространенным явлением на сегодняшний день стали неплатежи. И все это приводит к тому, что даже те компании, которые обладали стабильной клиентской базой, оказались накрыты этой же волной и теряют достаточно большие суммы денег. С другой стороны, многие компании сейчас стараются повысить эффективность своего бизнеса, поэтому начинают активно присматриваться к новым технологиям, особенно к тем, которые позволяют получить быстрый возврат инвестиций и реальную экономию в течение ближайших 3-6 месяцев. На этом фоне хороший шанс получают те компании, которые уже сейчас обладают прочными позициями на рынке, потому что в условиях кризиса люди просто боятся вкладывать деньги во что-то непроверенное. Хорошие возможности могут быть также и у другой категории компаний, которые предлагают хоть и новые, но проверенные решения, с определенной базой инсталляции, на которую можно сослаться. Я горжусь тем, какое положение сейчас занимает Canonical. Прежде всего, мы активно работали в направлении мобильных вычислительных устройств, таких как ноутбуки, нетбуки, MID и т.д. На текущий момент у нас по-прежнему много заказов на разработку, мы продолжаем расширять штат сотрудников. И, судя по возрастающему числу компаний, которые хотят с нами работать, наше будущее выглядит очень оптимистично.

- Какие коррективы внес кризис в деятельность вашей компании?

- Кризис открыл для нас новые возможности. Поэтому сейчас мы еще более активно стараемся развивать свою клиентскую базу, но при этом нам также важно сохранять качество сотрудничества с уже существующими клиентами. В нашей компании не происходило урезания бюджета или сокращений, хотя теперь мы стараемся более обдуманно подходить к вопросу об инвестициях. Дело в том, что в настоящее время мы находимся в фазе достаточно бурного роста, и сейчас для нас важно не столько сэкономить, сколько правильно использовать те ресурсы, которые у нас есть. Кризис приводит к тому, что приходится принимать большее количество решений, и качество этих решений должно быть выше, чем год назад.

- Какие цели ставит перед собой ваша компания в 2009 году?

- Мы остаемся в высокой степени технологичной компанией и уделяем большое внимание развитию нашей продукции в качественном отношении. В частности одним из приоритетных направлений наших разработок является удобство использования системы и развитый пользовательский интерфейс, что можно было прочувствовать уже в версиях Ubuntu 8.10 и 9.04. В Canonical достаточно быстро растет подразделение, которое занимается разработкой интерфейсных направлений. В то же время развитие системы как платформы подразумевает достаточно плотное сотрудничество с поставщиками компонент для этой платформы как с точки зрения "железа", так и с точки зрения ПО. У нас активно развивается офис на Тайване и в Китае в настоящий момент. В связи с тем, что система становится все более удобной и используется во многих приложения, мы планируем проводить работу по предоставлению различных сервисов по донастройке этой системы.

- Как вы оцениваете перспективы развития российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий на ближайшие несколько лет?

- Сложная ситуация в отрасли ИКТ, вызванная экономическим кризисом, в настоящее время начала проясняться. Например, сейчас вновь стали появляться надежные проекты, с которыми можно работать. То есть в некоторых направлениях ИТ-отрасли подъем можно заметить уже сейчас. В то же время на реальный рост можно рассчитывать только в следующем году, а в 2009-м будет продолжаться процесс перераспределения ресурсов, создания более эффективной и экономной инфраструктуры. Выйдя из этого кризиса, мы увидим новые, более интересные подходы к работе в ИТ, а также то, что можно предложить конечному пользователю.

©  @Astera