Быть предпринимателем и не нарушить закон
Эти нюансы покажутся редкими, но я уверен, что многие сильно обжигались о них.
Особенно те, кто только начинают свой путь предпринимателя. Не могу сказать, что всё плохо, но есть места, где можно сделать лучше. Для примера, мои родители открывали торговый киоск в 1990-е годы, и им для открытия требовалось около 30 подписей различных ведомств, в том числе ГАИ. Сейчас этого не надо.
Все эти детали я узнал, когда создавал интернет-магазин плитки и сантехники и программу по 3D-раскладке плитки «СанВиз». Я регулярно пишу на похожие темы на своей странице в Facebook.
Скорость открытия компании и УСН
Эта метрика учитывается в различных рейтингах по комфортности ведения бизнеса. Как и SEO-специалисты, чиновники накручивают этот параметр. Допустим, у вас появилась суперсделка. Вы решили, что это ваш звёздный час и вы станете предпринимателем, откроете за пять дней ООО или ИП, получите денег, отгрузите товары или окажете услуги.
В своих расчётах вы применяете упрощённую систему налогообложения (УСН), так как это выгоднее общей системы. И на старте бизнеса вы ещё не рассчитываете на обороты больше 150 млн рублей в год.
Возможная ситуация:
- Открываете ООО или ИП за пять дней.
- Пишете заявление о переходе на УСН в течение 30 дней после открытия.
- В течение месяца получаете ответ налоговой о возможности применения УСН. Такие случаи редки, но вам могут отказать.
- Об отказе вы узнаете по «Почте России»: пройдёт больше 30 дней, и вы не сможете устранить проблему и пропустите сроки перехода на УСН.
- Налоги, которые были рассчитаны для сделки, будут значительно выше на общей системе налогообложения.
- Сможете перейти на УСН только с начала следующего календарного года.
Из опыта. У меня был случай, что при повторном открытии ИП как-то не так определились налоги и КБК у старого закрытого ИП, что вынуждены были отказать в переходе. Благо, сотрудник налоговой дозвонился до меня, и этот вопрос уладили. Если бы не дозвонился, то в переходе на УСН было бы отказано.
Также могут прислать письмо, что заявление получено, а перешли вы на УСН или нет, могут не написать.
Расчёт патента на автомобиль
При покупке патента на автомобиль весом 900 кг в налоговой его внесли как 9000 кг. Ничего изменить до конца года было нельзя. Только сначала оплатить как за 9000 кг, а потом уже менять. Чтобы это был не единичный случай, на сайте налоговой сделали такую форму, в которой непонятно, в килограммах или тоннах указана масса. Ниже скриншот с официального сайта налоговой.
Доставка товара клиентам через транспортную компанию
Итак, вам повезло, и вы без проблем открыли компанию с УСН. Своих автомобилей у вас нет, а клиент находится в другом городе. Решили отправить товар транспортной компанией (ТК) «Деловые линии» или ПЭК.
Вы тщательно упаковали груз, заказали деревянную обрешётку, чтобы не разбился по пути, и застраховали. Сдали груз в транспортную компанию, они в экспедиторской расписке написали сухо «Груз Х, одно место, ХХ кг». Если в картонной коробке груз, то ещё в 99% будет стоять пометка, что упаковка повреждена.
Клиент получает разбитый груз, обнаруживает это в терминале транспортной компании и сразу пишет претензию на качество перевозки и просит компенсировать объявленную ценность. Ответ транспортной компании будет такой: «Груз при приёмке не проверялся на целостность, упаковка не повреждена, значит, отправили груз таким». Официальный ответ на фото.
Если вы попросите проверить груз на целостность, они вам откажут. Я не нашёл компанию, которая будет проверять груз на целостность при приёмке. Мне один раз доставили битые сенсорные стёкла, я обнаружил это в момент приёмки. Второй раз мне не разрешили открыть коробки, пока не подпишу, что груз принял и претензий не имею. Я подписал, так как время было дороже.
Порог входа в бизнес
Пять лет назад компании на УСН освобождались от ведения бухгалтерского учёта (но не налогового). Расчёт налога на УСН простой: вы покупали контрольно-кассовую машину (ККМ), принимали деньги от клиентов, выбивали чеки и платили налог. Всё просто. Сейчас же так сделать не получится, нужно для ведения учёта купить 1С, настроить обмен между ККМ и 1С.
Для этого нужно не только человеко-часы программиста, но и в целом разобраться в деталях, заключить договор с ОФД, сделать подпись, настроить компьютер, завести номенклатуру в 1С, сделать обмен номенклатуры между 1С и ККМ. А также разобраться, в каких случаях надо выбивать чеки, а в каких — отсрочка, чтобы выбивать чеки.
Наём программиста
Вы решили развиваться и решили сделать сайт или сервис и хотите нанять программиста для этой задачи. Все видели красивые офисы крупных ИТ-компаний, а вы взамен рассчитываете платить больше, чем у них, чтобы это компенсировать. Но потом узнаёте, что платите значительно больше, чем ИТ-компании.
Правительство решило стимулировать работу программистов и разрешило ИТ-компаниям платить взносы в ПФР 10% от зарплаты, а вам придётся платить 30%, так как вы не ИТ-компания, хоть и хотите автоматизировать свои процессы и создать эффективные рабочие места.
Получается, что придётся переплачивать на 20% больше за программиста, у вас не будет среды ИТ-специалистов, не будет крутого офиса — непонятно, зачем программисту идти работать к вам. Только если идея очень хороша.
Часто в вакансиях крупных компаний пишут, что у них есть ДМС, но в маленьких компаниях это редко встречается. Хотя правительство позаботилось о том, чтобы мы были здоровы, и поэтому разрешает делать вычет из взносов в ФСС на сумму покупки ДМС. Зарплаты в 30 тысяч рублей достаточно, чтобы купить ДМС сотрудникам.
Вы наняли первого сотрудника
Незнание законов не освобождает от ответственности, и лучше сразу обратиться к человеку, знающему кадровый учёт. Многие бухгалтеры говорят, что ведут его, но на самом деле знают его плохо. Лучше искать именно кадровика. Вам нужно будет создать следующие документы:
- Должностные инструкции (разработка и оценка соразмерности объёма обязанностей и прав, верности формулировок о привлечении к ответственности).
- Структура, штатное расписание, положения о структурных подразделениях.
- Правила внутреннего трудового распорядка.
- Положение об оплате труда.
- Положение о конфиденциальной информации (коммерческой тайне).
- Положение о защите персональных данных.
- График предоставления отпусков.
И не забудьте, если у сотрудника в распоряжении оказываются товарно-материальные ценности, то нужно обязательно подписать соглашение о полной материальной ответственности, иначе он будет отвечать за поломку или пропажу только в пределах своей заработной платы.
Вероятность, что у вас будет проверка трудовым комитетом, маленькая, если на вас не написали жалобу сотрудники. Если жалоба будет, то вас стабильно будут проверять каждые три года. Поэтому лучше выполнять свои обязательства и расходиться с сотрудником мирно.
Испытательный срок и беременность
Вы наняли программиста женского пола. На собеседовании вас убедил профильный диплом, прохождение тестового задания и несколько работ из портфолио. Спустя месяц вы поняли, что переоценили квалификацию. Хотите её уволить во время испытательного срока, но она оказывается беременной.
Беременных увольнять по закону нельзя, поэтому она будет пытаться что-то сделать до ухода в декрет. В декрете будет ещё полтора года и затем уволится по собственному желанию.
Декретные платит работодатель, которые потом компенсирует ФСС. Поэтому работодателю без разницы, будет сотрудник в декрете или нет, главное — чтобы делал свою работу как положено.
Ещё деталь: если случайно сотруднику перевели два раза зарплату, то вторую он может не возвращать.
Специальная оценка условий труда
Ещё одна бюрократическая процедура, где фактически платишь за бумагу, а не за оценку. Не понимаю, зачем её ввели. Могу понять, зачем это для производств, но для офисных сотрудников это неразумно.
Помню, в институте на лабораторных занятиях по ОБЖ измеряли влажность воздуха. В итоге мы должны были прекратить занятие и покинуть помещение и требовать от университета приемлемых условий занятий. Разумеется, никто на это внимания не обращает, главное, чтобы была бумажка, что спецоценка пройдена.
Арест счёта
С 2017 года функции по сбору взносов ПФР переданы в ФНС. Они обменялись базами, и обмен произошёл некорректно. Если у вас не было долгов, то могли появиться. В этом случае ФНС арестует счёт и спишет сумму задолженности.
У нас это было в июне 2018 года. Это явление массовое. Надо идти в ПФР, брать справку, что не были должны, и потом отнести в ФНС, чтобы сделали перерасчёт. Ещё один раз арестовывали счёт на неделю в 2012 году из-за того, что налоговая потеряла декларацию. После того как мы отнесли копию своего экземпляра, счёт разблокировали.
Сроки возврата
По закону о защите прав потребителей для дистанционной торговли покупатель имеет право вернуть товар в течении семи дней с момента получения товара, но если он не был письменно уведомлён при получении об этом, то сроки вырастают до трёх месяцев.
С учётом того, что многие заказывают товары из Москвы в регионы транспортными компаниями и «Почтой России», то нет возможности подписывать бумагу о сроках возврата, а значит, все, кто получает товары не от курьерских служб магазина, имеют сроки возврата три месяца.
Разъяснения Минфина
По разночтениям закона часто выпускают много разъяснений (иногда противоречащих друг другу) — пример.
Продажа за рубеж
Казалось бы, государство максимально заинтересовано, чтобы продавать товары или услуги за рубеж, так как это приносит валютную выручку — дополнительные деньги в экономику. Как бы не так.
Может быть, относительно нефти и газа это правда, но что касается мелких платежей, то точно не заинтересовано, будь это продажа приложений на Google Play или продажа услуг программистов. Эти копейки государству не нужны, и оно максимально усложняет процесс их получения в виде паспортов сделки и валютного контроля. Для разовых или мелких сделок точно нет смысла морочиться.
Взять деньги из кассы
Вы успешный предприниматель, у вас в кассе 10 млн рублей и на личном счёте 10 тысяч рублей. Срочно захотелось купить дорогое авто. Можно ли?
Если у Вас ООО, то 10 млн рублей — не ваши деньги. Они станут вашими, когда заплатите налоги с зарплаты или с дивидендов. Вы можете оформить заём у компании, но под процентную ставку не ниже ключевой ставки Банка России и только безналичными способом, то есть просто взять деньги из кассы вы не можете, даже если компания на 100% ваша.
Вроде простая штука, но даже миллиардеры иногда совершают такие ошибки.
Исключить учредителя из ООО
У меня были партнёры-соучредители. Когда наш проект подошёл к концу, мы договорились, что компания достанется мне для дальнейших проектов. Я нанял юриста, он сказал, что от них достаточно обычных рукописных заявлений о выходе из ООО. Так как учредители были из разных регионов России, то они мне отправили их по «Почте России».
С заявлениями и другими документами я пошёл к нотариусу, он мне отказал в выводе их из состава учредителей без их присутствия. Следующий тоже отказал. Юрист объяснил мне, что это незаконно, и отправил к своему нотариусу, и после регистрации заявления в налоговой я стал единственным владельцем компании.
Не знаю, как это оценить. С одной стороны, плохо, что любого можно лишить его собственности по поддельному документу, с другой стороны, если документ поддельный, то это вскроется.
Печати и подписи
Все наслышаны, что на Западе подпись важнее печати. У нас наоборот. Во времена, когда печати сложно подделывались, это было оправдано. Сейчас же поддельную подпись легче определить, чем поддельную печать.
Правительство это прекрасно понимает. Оно разрешило ИП и ООО работать без печати. Но сила привычки к печати кладовщиков настолько сильна, что проще использовать печать, чем спорить с каждым, что по подписи должны отгрузить.
Юридический адрес и лайфхак для ИП
В информационном веке необязательно иметь офис, чтобы вести бизнес. Для открытия ООО он должен быть, независимо от того, нужен или нет. Это нужно, чтобы госорганы, а также контрагенты могли писать официальные письма (почему не придумать для этого абонентский ящик с обязанностью регулярно проверять?). Если письмо вам отправлено, не важно, получили вы его или нет. Вы считаетесь уведомлёнными.
Так можно пропустить иск в суд или претензию, если указать «фиктивный» адрес. Для ИП юридическим адресом может быть только адрес его прописки. Если он из другого региона, то придётся по любой мелочи постоянно ездить в город по прописке, чтобы решать вопросы. Но есть лайфхак — человек без прописки (постоянной регистрации) может зарегистрироваться по адресу временной регистрации. Этим способом я когда-то и воспользовался, чтобы открыть ИП в Москве.
Я не являюсь ни юристом, ни бухгалтером, ни кадровиком. Просто описал нестандартные моменты, с которыми сталкивался, и как их решал.
#право
© vc.ru