Быстрые радиовсплески: кто отправляет в космос загадочные сигналы?

Астрофизики уже 15 лет ломают голову над природой таинственных космических сигналов, источники которых находятся на расстоянии миллиардов световых лет от нашей галактики. Новое исследование раскрывает некоторые интересные подробности об этом необычном феномене.
b278292e8606a6a6ea687b2f1de56749_cropped
25 сентября 2017 10:15

С 2002 года ученые пытаются понять природу загадочных быстрых радиовсплесков (от англ. Fast Radio Bursts, FRB) — выскогоэнергетических импульсов длительностью всего несколько миллисекунд, которые происходят из галактик, отстоящих от Млечного Пути на миллиарды световых лет. Хотя за последние 15 лет было зафиксировано лишь несколько подобных явлений, новое исследование предполагает, что быстрые радиовсплески могут быть одним из основных «элементов» космоса в видимой части Вселенной, появляющимся примерно раз в секунду.

Что такое быстрые радиовсплески

На сегодняшний день ученые все еще спорят о том, что же на самом деле является причиной FRB. Наиболее популярной теорией является то, что они вызваны быстро вращающимися нейтронными звездами с необычайно сильными магнитными полями, известными как магнитары. Разумеется, некоторые уверены, что радиовсплески — результат работы огромных установок ксеноцивилизации, которая таким образом ищет во Вселенной другие разумные формы жизни. Долгое время астрономы думали, что FRB появляются как следствие катастроф космических масштабов, к примеру взрывов сверхновых. Но эта гипотеза была опровергнута изучением FRB 121102 — объекта, который производит радиовсплески с удивительной регулярностью. В прошлом месяце команда ученых, работающих над проектом Breakthrough Listen Project (10-летняя миссия по поиску внеземного разума) обнаружила 15 новых источников радиовсплесков от вышеупомянутого источника. До сих пор науке были известны лишь 23 источника FRB, что само по себе говорит о трудности обнаружения этих странных сигналов.

Используя данные о FRB 121102 и других известных источниках FRB, Анастасия Фиалков (Anastasia Fialkov) и Ави Леб (Avi Loeb) из Гарвардско-Смитсоновского центра астрофизики подсчитали, сколько FRB может существовать в обозримой части Вселенной. Их новая работа была опубликована в журнале The Astrophysical Journal Letters. В официальном пресс-релизе Анастасия отмечает, что если результаты исследования правдивы, то космос «пестрит радиовсплесками подобно папарацци, фотографирующим знаменитость», но вместо светового излучения они проявляют себя в форме радиоволн. Ученые отталкивались от гипотезы, что FRB 121102 — это объект, расположенный в карликовой, бедной металлом галактике примерно в 3 миллиардах световых лет от нас.

FRB 121102: источник за три миллиарда световых лет

Почему выбор пал на нечто столь неопределенное и далекое? Проблема в том, что у астрономов не было выбора: этот объект на сегодняшний день является единственным источником быстрых радиовсплесков, для которого определены материнская галактика и расстояние до Млечного Пути. Помимо этого, по словам Леба, это «единственный повторяющийся источник FRB, благодаря которому были зарегистрированы сотни сигналов». Радиоспектр его всплесков сосредоточен на характерной, довольно узкой частоте, что и помогло исследователям сосредоточиться на объекте. По мнению астронома, если человечество получит возможность изучить даже малую часть подобных источников космических сигналов, то сможет не только разгадать их происхождение, но и ответить на множество других вопросов о космосе. К примеру, быстрые радиовсплески могут использоваться для измерения количества свободных электронов по отношению к источнику, что даст ученым возможность измерить плотность материи между различными галактиками во Вселенной. Кроме того, по радиовсплескам можно изучать и историю космоса: они позволят выяснить период, когда УФ-излучение от первых звезд разрушило атомы водорода, оставшиеся от Большого Взрыва, разложив их на протоны и электроны.

Критика исследования и его будущее

Эндрю Симион (Andrew Siemion), директор Исследовательского центра Беркли, согласен с заключением нового исследования. Он также считает, что в будущем быстрые радиовсплески помогут исследованиями космоса. Впрочем, не обошлось и без здоровой критики: Эмили Петров (Emily Petroff), исследователь из Нидерландского института радиоастрономии (ASTRON), указывает на то, что хоть работа сама по себе и вносит существенный вклад в современную астрономию, ей не хватает статистических данных. Далеко не все источники FRB могут вести себя как объект 121102, так что выдвигать какие-то конкретные тезисы даже на уровне гипотез пока рано. К счастью, благодаря таким проектам, как CHIME и SKA, уже в ближайшем будущем у исследователей будут инструменты, необходимые для сбора дополнительной информации.