Быстрее, выше, сильнее, беспилотнее. В каком спорте соревнуются беспилотные автомобили
DARPA Grand Challenge: как большое фиаско привело к первым беспилотным автомобилям
В одном из текстов Центра исследований науки и технологий Европейского университета в Санкт-Петербурге уже упоминали DARPA Grand Urban Challenge 2007 года, который принято считать за отправную точку возникновения беспилотных автомобилей. Про роль DARPA (англ. Defense Advanced Research Projects Agency) и Министерства обороны США в создании того, что сегодня принято называть беспилотным автомобилем подробно рассказал Николай Руденко.
Мы же попробуем разобраться, чем отличались друг от друга три первых соревнования беспилотных автомобилей, и почему их потребовалось именно такое количество.
В 2004 прошло первое в мире соревнование беспилотников в заездах на длинную дистанцию. Это соревнование провела DARPA, организация, напрямую связанная с Министерством обороны США. Задача для команд-разработчиков была относительно простой: их автомобили должны были доехать до конца трассы. Маршрут длинной 240 км проложили по пустыне Мохаве в США. В соревнованиях приняли участие более ста команд как из университетов, так и из коммерческих организаций. Обязательное условие участия было только одно: хотя бы один из членов команды должен был быть гражданином США.
Итак, ни один из участников не дошёл до финиша. Это было настоящее фиаско: дальше всего проехал беспилотник с громким названием «Песчаная буря» (Sandstorm) от Университета Карнеги-Меллона. Но и он смог преодолеть лишь 12 (!) километров. Денежный приз размером в 1 миллион долларов, как и статус победителя соревнований, не получила ни одна из команд.
В следующем, 2005 году, дистанцию немного сократили: 212 километров маршрута в этот раз преодолело сразу 5 команд. Как и в 2004 году, на трассе беспилотникам встречались только туннели и резкие повороты. Первое место заняла команда Стэнфордского университета. Они смогли пройти маршрут за 6 часов 54 минуты и получили награду в 2 миллиона долларов.
Соревнования на дорогах общего пользования
В 2007 условия резко изменились: участники должны были проехать около 90 километров по городским дорогам. Беспилотники впервые соревновались не только в скорости и маневренности, но и в соблюдении правил дорожного движения. Разумеется, других участников движения на этих участках дорог не было. В этом году беспилотники, например, впервые смогли встретить друг друга на перекрёстке, и должны были определять, кто же проедет его первый. Для разработчиков это означало, что машины должны не просто распознавать знаки движения и сигналы светофора, но и принимать решения в реальном времени, быстро реагировать на меняющуюся среду. Знакомая уже нам команда Университета Карнеги-Меллона в этот раз пришла к финишу первая. Их автомобиль проехал весь маршрут чуть более, чем за 4 часа со средней скоростью 22 км/ч.
А что после DARPA?
После 2007 года DARPA не проводила соревнований, связанных с беспилотными автомобилями. Было ли начинание Министерства обороны США успешным для индустрии беспилотников? Определенно да. Как уже было отмечено, именно год соревнования DARPA принято считать новой страницей в истории беспилотных автомобилей.
В 2009 году компания Google начала секретный Проект Х, который возглавил Себастьян Трун, работавший в университете Стэнфорда. Именно Трун возглавлял команду, которая в 2005 одержала победу на соревнованиях. Позже этот загадочный проект получил известность как Google self-driving car, ещё позднее ставший Waymo. А уже в 2010-х компания Uber, реализовав свой беспилотный проект, начинает сотрудничество с Университетом Карнеги-Меллона.
Автор: Маша Киселева, Центр Исследований науки и технологий