Будущее компьютерной сферы все-таки за планшетами
Существует мнение, что планшетные компьютеры уходят в небытие. Их популярность значительно сокращается из-за огромного выбора ничем не уступающих им смартфонов. Однако ошибочно утверждать, что эре планшетов пришел конец.
Во-первых, подобные выводы мало чем обоснованы, поскольку базируются, в основном, на эмпирических данных. Во-вторых, не стоит игнорировать важные тренды, которые в данный момент возникают в сфере пользовательских компьютеров. Нужно учитывать, что сегодня появляется немало моделей очень тонких лэптопов с сенсорным дисплеем. А со временем все больше такого рода устройств будут выпускаться со съемной клавиатурой, уверен журналист Wall Street Journal Кристофер Мимс. Даже не так. Потребители скорее станут делать выбор в пользу планшетов, к которым можно подключить клавиатуру. Ведь «начинка» в них порой ничем не хуже той, что скрывается внутри традиционного ноутбука. Эти сверхмощные гаджеты можно назвать «ультра-планшетами», вполне подходящее обозначение.
Такой поворот событий способен сильно повлиять на сегодняшние тренды в сфере мобильных устройств. Статистика говорит, что продажи iPad заметно сократились в последнем финансовом квартале, и их уровень даже не дотягивает до показателей 2011 года. (Тогда iPad всего год был в продаже.) Аналитики из IDC прогнозируют довольно слабый рост продаж планшетов на мировом рынке в 2015 году. И самое простое тому объяснение — ненужность планшетного компьютера в хозяйстве с увеличением диагонали дисплея наших с вами смартфонов. Неужели 7- или 8-дюймовый планшет может стать альтернативой 5- или 6-дюймовому смартфону?
Наверное, в Apple подумали и об этом. Компания в рамках своей последней презентации анонсировала iPad Pro. Для него придумали и фирменную клавиатуру-чехол, оснастили гаджет и мощным процессором (более производительным, чем у 80% существующих на рынке ноутбуков), и действительно крутым дисплеем.
Тим Кук, демонстрируя новый гаджет, назвал его «лучшим отображением видения Apple будущего персональных компьютеров». А ведь это завуалированный план подчинить iPad Pro рынок портативных ПК, на котором до сих пор господствовали конкуренты компании.
Взять хотя бы линейку Surface от Microsoft. Репутация устройства довольно сильно пострадала на этапе становления, так как выпуск оригинальной модели обошелся рэдмондской компании в $900 млн и в итоге так и не окупился. К слову, похожая история была и с Xbox первого поколения — разработка стоила дорого, продажи игровой приставки ее не окупили, но компания застолбила новый для себя рынок и удержалась на нем. Благодаря следующим поколениям Xbox она отбила все расходы. Так же и с Surface. За три года развития планшет успел сыскать признание публики, закрепиться в нише сверхпортативных компьютерных устройств и стать сильным конкурентом ноутбукам на базе Windows. Ведь как ни крути, Surface можно назвать полноценным ПК, только значительно более компактным, чем даже ультрабуки.
По словам Брайана Холла, главы группы по разработке Surface в Microsoft, эта модель планшета принесла производителю $3,6 млрд в прошлом финансовом году. Он не уточнил, сколько единиц было продано за упомянутый период, но это можно прикинуть и самостоятельно — около 4 млн ультра-планшетов. Холл также сообщил, что большую их часть приобрели не корпорации, а простые пользователи или мелкие предприниматели. Это, скорее всего, люди, которые осознанно остановили свой выбор на Surface, гаджет им не навязывали работодатели. По крайней мере, поклонники Windows довольны этим устройством.
Вполне возможно, что с выходом iPad Pro на рынок, окажутся подстегнуты продажи больших планшетов и от других производителей. Так обычно работает поразительная способность Apple убеждать публику в том, что выпущенная ей новинка (и подобные аналоги) — это «маст-хэв», то есть, то, что должно быть у каждого. Ведь именно так происходило в свое время и с MP3-плеерами, и со смартфонами, и с первыми мультимедийными планшетами.
Такой тренд подтверждается и новыми продуктами, которые выпускают производители устройств и разработчики ПО, как крупные, так и мелкие. Например, Intel готовит к выходу линейку процессоров Skylake. Как утверждает генеральный директор Intel Брайан Кржанич, эти чипы могут быть использованы в более тонких и легких ноутбуках с внушительным временем автономной работы. Такие процессоры более производительны при малом потреблении энергии (до 4,5 ватт), чем все созданные ранее аналоги. Аналитик в сфере информационных технологий, Патрик Мурхед, сегодня в роли «КО»:
Такое энергопотребление впервые позволит создать устройство без системы охлаждения, соответственно, очень тонкое.
Патрик Мурхед
Другими словами, все ультрабуки, созданные по образу и подобию MacBook Air, на которые делала ставку Intel, теперь с огромной вероятностью превратятся в ультра-планшеты со съемной клавиатурой. Такие планшеты, скорее всего, будут работать не на базе Windows. Производители сделают выбор в пользу Google Chrome OS или даже специально адаптированной версии Android, которая сможет функционировать как полноценная компьютерная ОС.
В индустрии ПК и мобильных гаджетов вот-вот наступит новая эпоха, когда основные компьютерные и мобильные ОС (за исключением OS X) станут конкурировать на ультра-планшетах. К слову, Microsoft уже сделала шаг в этом направлении со своей Windows 10, где границы между мобильной и компьютерной версией ОС несколько размыты. Скоро и Google, и Apple, и другие производители последуют ее примеру.
Дальше больше. Возможность беспроводного подключения к дисплею и периферийным устройствам и вовсе позволит использовать даже смартфоны как ПК, по крайней мере, для каких-то простых операций. В итоге в конце 2015-го и в начале 2016 года потребители столкнутся с возможностью делать реальную работу, с использованием полноценной клавиатуры и мыши, на мобильных устройствах, где в их распоряжении будет еще и сенсорный дисплей, а то и стилус. Вот вам и стагнирующий рынок планшетов.
Чтобы получше представить себе такое будущее, рассмотрим-ка один пекинский стартап, основанный тремя бывшими инженерами Google. Называется он Jide Technology. Его первый продукт — вышедший в начале этого года аналог Surface. Работает он на базе переработанной ОС Android, названной Remix OS. Эта платформа выглядит скорее как Mac OS или Windows, чем как мобильная ОС. Здесь есть поддержка многозадачности, возможность адаптировать размеры окон, своя файловая система и другие фишки, характерные для компьютерных операционных систем. Выполнять компьютерную работу на Remix OS вполне возможно.
Такой пример, да и планы Apple по внедрению iPad Pro на корпоративный рынок в качестве рабочего инструмента доказывают одно — планшеты и адаптированные для них версии операционных систем можно даже считать угрозой рынку ПК. А те компьютеры, что останутся на этом рынке, скорее всего, максимально приблизятся по форм-фактору и характеристикам к тем самым ультра-планшетам, которые и составят им конкуренцию. Это закон взаимопроникновения в действии.
Главным барьером для подобных преобразований может стать разве что восприятие пользователей, их мышление. Людям, которые выросли в эпоху ПК, пока еще сложно принять тот факт, что смартфоны сейчас стали не менее производительными, чем сами настольные компьютеры, и что на них даже можно выполнять вполне серьезную работу. А вот у людей без такого опыта подобные предубеждения отсутствуют.
Главное, что имеет значение — это возможности определенной операционной системы. Две третьих населения Земли еще не имеют доступа в Интернет, и когда они получат такой доступ с помощью Android-смартфона, то наверняка захотят работать на привычной для них операционной системе и на компьютере.
Дэвид Ко, соучредитель Jide
Так что даже если сегодняшнее старшее поколение, привыкшее работать на ПК, не сможет перейти на планшет, то молодежи и детям, с юных лет знакомым с iPad, это точно под силу. [WSJ]