Будущее компьютерного гейминга – в портативности
По материалам Android Authority
Только в последнее десятилетие игры на портативных ПК стали привлекательными с практической точки зрения. Несмотря на то, что на ноутбуках давно уже можно было запускать простые игры, все же, если вы хотели поиграть во что-то, требующее интенсивного использования графики, требовалась покупка ПК в большом корпусе и монитора, а «мобильность» игры означала возможность соединения с другими через LAN. Однако последние тенденции намекают, что портативные устройства — те, которые можно легко брать с собой или даже носить, — готовы доминировать на рынке.
Если говорить обобщенно, более совершенные компоненты позволили ноутбукам и другим портативным устройствам достичь приемлемой производительности. Интегрированные графические процессоры AMD и Intel по-прежнему слабы для 3D-игр, но сегодня их возможностей достаточно, особенно если вы ограничитесь более старыми играми. Мобильные видеокарты от AMD и Nvidia достигли того порога, когда на них можно запускать любую «тяжелую» игру из разряда ААА, часто с минимальными потерями в четкости. Многие игровые ноутбуки 2021 года поддерживают виртуальную реальность, что удивительно для тех из нас, кто помнит, как страдал от эффекта прозрачности в Windows Vista.
Между тем, портативные конструкции становятся проще и дешевле в изготовлении. Процессы производства микросхем для ПК сократились до стандартных 7 или 10 нм по сравнению с 14 нм всего несколько лет назад. Это означает большую производительность у более мелких чипов и, как следствие, меньшее энергопотребление. В сочетании с более эффективными литий-ионными аккумуляторами и переходом на флеш-память это позволяет создавать портативные игровые устройства, которые больше не весят тонну и не разряжаются в течение часа. Более того, 5-нанометровое производство должно стать нормой в ближайшие несколько лет, несмотря на то, что Intel пока что только стремится к 7-нанометровой отметке.
Если хотя бы скромный успех придет к Steam Deck от Valve, в которой используются специальные чипы AMD, это может возвестить наступление эры супероптимизированных портативных игровых ПК. Хотя не каждый производитель ПК захочет создавать портативные устройства, ведь существует очевидный рынок более дешевых и компактных игровых устройств — в основном консолей. Фактически и PlayStation 5, и Xbox Series X основаны на архитектуре AMD, поэтому единственное, что мешает им быть «настоящими» ПК, — это Sony и Microsoft. Valve, конечно же, придется выкинуть часть своей истории, отказавшись от таки вещей, как Steam Link и Steam Machine.
Мир технологий становится портативным
Есть ряд социальных факторов, которые подталкивают компьютерные игры в сторону портативных решений. Одним из них является переход к удаленной работе, особенно после пандемии. Хотя теоретически это может способствовать продажам настольных компьютеров, правда в том, что многим людям нужна гибкость, чтобы работать везде, где это возможно, будь то в отеле, кафе или просто в тихой комнате вдали от детей. Где бы ни оказался рабочий компьютер, во многих случаях это будет и чей-то игровой компьютер.
Плюс растет количество геймеров, у которых есть дети, как сообщает Ассоциация развлекательного программного обеспечения, и для таких людей особенно важен фактор времени. Трудно играть во что-нибудь часами, когда нужно купать или кормить детей, помогать им с уроками. Портативные устройства позволяют родителям играть в игры, когда им выпадает такая возможность.
Мир в принципе привык к мысли о том, что технологии должны быть портативными. Многие люди могут обойтись одним только телефоном. Даже когда у них есть деньги на большее, они часто покупают ноутбуки и планшеты. Стационарный ПК может показаться архаичным, независимо от того, насколько его производительность выше, чем у портативных конкурентов.
Трудно игнорировать потенциал портативных устройств. Steam Deck должен предлагать удобство Nintendo Switch в сочетании с доступом к более обширной и разнообразной библиотеке игр. Valve предположительно была вдохновлена стремительными продажами Switch, а также популярностью мобильных игр в целом. Есть люди, которые играли в такие хиты, как Fortnite, PUBG или Apex Legends, только в их телефонном воплощении.
Возможно, Oculus Quest 2 — не первое, что приходит на ум, когда речь заходит об играх на ПК, но он позволяет получить виртуальную реальность без настольного компьютера или ноутбука за 2 000 долларов — этакий проблеск будущего. Легко представить себе Quest 4, более похожий на ПК, который будет служить чьим-то единственным игровым устройством, может быть, даже единственным компьютером. Quest 2 уже может выполнять множество функций для работы и стриминга видео через приложения и Интернет.
Облачные сервисы, такие как Google Stadia и Xbox Cloud Gaming, могут еще больше снизить барьер аппаратных требований, позволяя даже самым дешевым и самым маленьким устройствам запускать фотореалистичную графику, отдавая рендеринг и хранение на откуп серверам. Основная проблема — это пропускная способность: поскольку многие интернет-провайдеры обеспечивают неравномерное покрытие или применяют ограничение данных, пройдет некоторое время, прежде чем облако станет на 100% надежным. Также требуется подписка, которая предлагает хороший выбор игр для ПК за разовую ежемесячную плату, желательно с возможностью играть в них офлайн. А такого пока что не существует.
Сдерживающие факторы портативного гейминга
Одна из основных причин, замедляющих развитие портативных игровых устройств, проста: это перегрев. Высокопроизводительные ноутбуки, как известно, разогреваются до такой степени, что такие компании, как Razer, тратят огромные усилия на решение проблемы охлаждения. Перегрев сказывается на производительности — как напрямую, так и с точки зрения ограничений при проектировании. Геймерам не нравится прикасаться к горячему металлу, а устройство при перегреве может выключиться, чтобы избежать выхода из строя.
Фактор цены тоже нельзя списывать со счетов. Мобильные процессоры дороги, что подталкивает многих любителей игр к настольным компьютерам. ПК в большом корпусе всегда будет более экономичным вариантом, поскольку его производителям не нужно заботиться об охлаждении или миниатюризации. Более того, ноутбукам обычно требуются внешние док-станции и диски для обеспечения сходных возможностей подключения и хранения, а эти аксессуары могут быть несовместимы с портативными компьютерами или шлемами виртуальной реальности.
Так же сложно обойти и проблемы с интерфейсом. Мышь и клавиатура являются таким преимуществом, что кроссплатформенные игры часто разделяют игроков на ПК и консолях. Владельцам ноутбуков будет достаточно только мыши, а вот все, что остается другим устройствам в отсутствие док-станции, — это трекпад, сенсорный экран и/или наэкранная клавиатура. Вот причина, по которой люди предпочитают ноутбук или настольный компьютер — желательно с подключением к самому большому монитору, который они могут себе позволить.
Когда победит портативность?
Не ждите, что настольные компьютеры исчезнут полностью или в одночасье. Помимо преимуществ в цене и производительности, существует целая фанатская база, которая относится к ним как к произведениям искусства — вспомните о шедеврах, выставленных в ветке r/pcmasterrace на Reddit. Независимо от того, чего могут достичь портативные ПК, настольные ПК по-прежнему сохранят свою привлекательность.
Однако эта особая привлекательность, возможно, вскоре станет сродни тому, как компакт-диски, кассеты и винил по-прежнему нравятся некоторым любителям музыки. Возможно, они могут себе это позволить, но среднестатистический человек выберет баланс между удобством и качеством, что для компьютерных игр все чаще предполагает портативность.