Брюшной тиф может вернуться: бактерии стремительно становятся устойчивыми ко всем современным лекарствам

24.06.2022, 10:19
Брюшной тиф может быть редкостью в развитых странах, но эта древняя угроза, которая существует уже тысячелетия, все еще представляет большую опасность даже в современном мире.

Согласно новому исследованию, бактерия, вызывающая брюшной тиф, развивает обширную лекарственную устойчивость и быстро вытесняет неустойчивые штаммы.

В настоящее время антибиотики являются единственным способом эффективного лечения брюшного тифа, вызываемого бактерией Salmonella enterica serovar Typhi (S Typhi). Тем не менее, за последние три десятилетия устойчивость бактерий к пероральным антибиотикам растет и распространяется.

Секвенировав геномы 3489 штаммов S Typhi, заразившихся с 2014 по 2019 год в Непале, Бангладеш, Пакистане и Индии, исследователи обнаружили бурный рост популяции бактерий с широкой лекарственной устойчивостью (ШЛУ).

ШЛУ Typhi не только невосприимчив к передовым антибиотикам, таким как ампициллин, хлорамфеникол и триметоприм/сульфаметоксазол, но также становится устойчивым к более новым антибиотикам, таким как фторхинолоны и цефалоспорины третьего поколения.

Хуже того, эти штаммы быстро распространяются по всему миру.

Хотя большинство случаев XDR Typhi происходит из Южной Азии, исследователи выявили почти 200 случаев международного распространения с 1990 года.

Большинство штаммов было экспортировано в Юго-Восточную Азию, а также в Восточную и Южную Африку, но супербактерии брюшного тифа также были обнаружены в Великобритании, США и Канаде.

Ученые уже много лет предупреждают о лекарственно-устойчивом брюшном тифе, но новое исследование является крупнейшим анализом генома бактерии на сегодняшний день. Так, в 2016 году в Пакистане был выявлен первый штамм брюшного тифа с ШЛУ. К 2019 году он стал доминирующим генотипом в стране.

Исторически с большинством штаммов брюшного тифа с ШЛУ боролись противомикробными препаратами третьего поколения, такими как хинолоны, цефалоспорины и макролиды.

Но к началу 2000-х мутации, придающие устойчивость к хинолонам, составляли более 85% всех случаев в Бангладеш, Индии, Пакистане, Непале и Сингапуре. В то же время преобладала резистентность к цефалоспоринам.

Сегодня остался только один пероральный антибиотик: макролид, азитромицин. И это лекарство уже совсем скоро может стать бесполезным.

Новое исследование показало, что мутации, придающие резистентность к азитромицину, в настоящее время также распространяются, «угрожая эффективности всех пероральных противомикробных препаратов для лечения брюшного тифа». Хотя у ШЛУ S Typhi они замечены еще не были, это лишь вопрос времени — и тогда у нас будут серьезные проблемы.