«Брак по расчёту» — Зачем Walmart покупает неприбыльный стартап за $3 млрд
8 августа 2016 года ритейлер Walmart объявил о покупке компании Jet.com за $3 млрд. Jet.com работает меньше двух лет, а клиентов завлекает благодаря агрессивной рекламе. Компания пока не стала рентабельной, но ещё до запуска привлекла $220 млн инвестиций. Редакция vc.ru изучила зарубежную прессу и выяснила причины сделки.
Jet.com — ecommerce-компания, базирующаяся в Нью-Джерси, США. Одним из основателей компании стал Марк Лор. До работы в Jet.com Лор вместе со своим другом Винитом Барарой основал компанию Quidsi, в которую входило девять ecommerce-платформ. В 2010 году онлайн-ритейлер Amazon купил Quidsi и все ее сервисы за $545 млн. Западные издания называют Лора «одним из самых умных людей в e-commerce».
Jet.com — онлайн-маркетплейс, который предлагает клиентам гибкую систему скидок. Цена заказа уменьшается в зависимости от количества наименований и расположения ближайшего склада. Еще до запуска Jet.com привлекла инвестиции на сумму $220 млн. Инвесторами были Google Ventures, Goldman Sachs, General Catalyst Partners и другие.
На момент официального запуска в июле 2015 года на сайте Jet.com действовала система годовой подписки, которая стоила 50 долларов. Компания не брала комиссии с покупок, а зарабатывала только за счет подписки. «Дело в том, что мы не собираемся получать ни цента с покупок. Мы будем отдавать все клиентам», — говорил основатель Марк Лор. Благодаря этому, отмечает Fortune, цены сайте были на 10–15% ниже, чем где-либо в интернете.
В октябре 2015 года Jet.com отказалась от годовой подписки, но оставила гибкую систему скидок. Fortune пишет, что это был единственный способ выйти на окупаемость, так как из-за отсутствия комиссии компания не получала прибыли. Jet.com перешла на другую бизнес-модель и теперь пыталась заработать с каждой покупки, пишет Business Insider.
Западные издания отмечали, что компания теряет много денег из-за агрессивного маркетинга. По данным Recode, Jet.com ежемесячно отдает на рекламу в среднем от $20 млн до $25 млн. Business Insider отмечает, что компания планировала агрессивно тратить деньги, особенно для того, чтобы привлекать новых пользователей. Марк Лор всегда был откровенным, когда говорил, что Jet.com понадобится много ресурсов, чтобы расширять бизнес, пишет издание.
Марк Лор подчеркивает, что Jet.com отличается от других компаний тем, что здесь сотрудники счастливы. «Я постоянно спрашиваю своих подчиненных, довольны ли они, — делится Лор. — Мне важно знать, любят ли они работу и считают ли это место лучшим, где они когда-либо работали». «Если кто-то жаловался, что не счастлив и не видит возможности для собственного роста, я говорил, мол, хорошо, удачи, иди в Walmart», — сказал Лор изданию Bloomberg.
The New York Times пишет, что в компании есть типичные для стартапов дополнительные бонусы: бесплатная еда, четыре месяца оплачиваемого декрета, неограниченный отпуск и часть акций компании. Также, отмечает издание, в Jet.com есть свои особенности: лояльные трудовые договоры для сотрудников и прозрачность. «Каждый работник знает, что делают его коллеги. Внутри компании мы не скрываем сумму инвестиций и оценку стоимости Jet.com. И мы верим, что это вдохновляет», — говорил Марк Лор.
В июле 2016 года Лор сообщил Fortune, что компания оценивается в $1,1 млрд, а ее месячнаявыручка с декабря 2015 года по май 2016 увеличилась в три раза — с $33 млн до $90 млн. Лор также добавил, что Jet.com планирует стать рентабельным к 2020 году.
Зачем Walmart покупает Jet.com
Ссылаясь на данные исследовательской компании eMarketer, Fortune отмечает, что на рынке онлайн-продаж Walmart с выручкой в $12,5 млрд в 2015 году сильно отстает от Amazon, которая за прошлый год заработала $99 млрд. В первом квартале 2016 финансового года ecommerce-продажи Walmart увеличились на 7%, пишет Fortune. «Это слишком медленный рост», — сказал изданию генеральный директор компании Даг Макмиллон.
Западные издания сходятся во мнении, что благодаря ценовой политике Jet.com и развитой логистике Walmart тандем может навязать конкуренцию Amazon на рынке онлайн-продаж. Издание Recode называет сделку «браком по расчету». Recode отмечает, что попытки Walmart последних лет расшириться на ecommerce-рынке заканчивались провалом.
The Wall Street Journal пишет, что Walmart также получит бренд, который сможет взаимодействовать с клиентами с высоким уровнем доходов. По данным консультационной компании Kantar Retail, средний годовой доход покупателей Walmart составляет $58 тысяч, в то время как клиенты Amazon в среднем в год зарабатывают $68 тысяч. Сотрудница Kantar Retail Лора Кеннеди сообщила The Wall Street Journal, что Jet.com пользуются более состоятельные покупатели, чем Amazon.
Также западные издания отмечают, что Walmart в лице Марка Лора привлечет одного из лучших специалистов ecommerce-продаж. Bloomberg сообщает, что по условиям сделки генеральный директор Jet.com будет руководить отделом онлайн-продаж ритейлера в течение нескольких лет.
Издание Inc. пишет: «Казалось, Лор был одержим мыслью построить что-то действительно масштабное на ecommerce-рынке. Сложно понять, как у человека со стремлением привить особую корпоративную культуру появилось желание продать свой бизнес гигантской корпорации. Возможно, сумма в $3 млрд была слишком привлекательной, чтобы отказаться».
CNBC пишет, что это крупнейшая сделка по поглощению частной компании в истории ecommerce-рынка. До этого крупнейшей сделкой отрасли была покупка контрольного пакета акций российского сайта объявлений Avito южноафриканским холдингом Naspers Limited за $1,2 млрд.
© vc.ru