«Больше всего удивило, что они даже скопировали мою фотографию — это очень смешно»
Основатели бразильской digital-студии Super Duper о скандале с Black Target и местном digital-рынке.
В избранное
В избранном
13 ноября пользователь Facebook Назар Сокуров обратил внимание, что агентство веб-разработки Black Target скопировало дизайн своего сайта у бразильской студии Super Duper.
Агентство изменило цвет элементов и шрифты, однако оставило фотографию арт-директора Super Duper Виктора Артура: он превратился в руководителя направления мобильной разработки Владислава Касаткина.
4 фотографии
Позже в тот же день с сайта Black Target пропала анимация, примеры работ и портреты сотрудников. Его представители отказались от комментариев. Агентство входит в группу компаний Black Star Inc, которая принадлежит популярному российскому музыканту Тимуру Юнусову, известному под псевдонимом Тимати.
Помимо агентства в группу компаний входят музыкальный лейбл Black Star, бренд одежд и сеть магазинов Black Star Wear, а также сети бургерных Black Star Burger.
Редакция vc.ru связалась с сотрудниками Super Duper и узнала, как они отреагировали на происшествие. Кроме того, они рассказали о местном digital-рынке и популярных в Бразилии сервисах.
В начале 2016 года трое друзей-дизайнеров из Сан-Паулу — Виктор Артур, Марси Шип и Ава Араужу — основали креативную студию Super Duper. Ранее они учились вместе в одном университете, затем работали в крупных агентствах, а потом поочередно уволились и стали фрилансерами.
Основав студию, партнеры столкнулись с проблемой: они ничего не понимали в управлении бизнесом. Поэтому в марте 2017 года они пригласили Родриго Коррея, который стал директором компании.
Объединение позволило им брать более сложные заказы: заниматься web- и мобильной разработкой, брендингом, фото- и видеосъемкой. Например, в августе 2017 года студия завершила проект для коллаборации бренда шампанского Chandon и команды «Формула 1» Honda McLaren: разработала визуальный стиль, подготовила оформление для мероприятия и создала мобильное приложение.
4 фотографии
Также студия занималась разработкой рекламной кампании для новой коллекции ювелирных украшений бренда H.stern, редизайном сайта продакшена Station Film и другими проектами.
По словам руководителя Super Duper Родриго Корреи, в Бразилии сейчас экономический спад. Поэтому бренды уходят от крупных международных digital-агентств вроде Y&R или Leo Burnett к маленьким командам, которые берут за свои услуги меньше.
«Например, разработка мобильного приложения в крупной студии будет стоить $70 тысяч, у нас — $45 тысяч. Мы рискнули открыть компанию во время кризиса, но, похоже, сделали это в подходящее время», — рассказывает он.
Помимо международных агентств, в Бразилии работают свои собственные крупные студии. Например Africa иDPZ. Также появляются молодые команды: Estudio Arnold, Papaya Madness и Estudio Pum.
Одно из направлений работы Super Duper — разработка сайтов. В 2017 году их собственный сайт получил специальные награды от сообществ дизайнеров Awards и Cssdesignawards. По мнению Артура, разработчики Black Target могли заметить его там.
В интервью vc.ru он отметил, что когда обман вскрылся, команда Super Duper отнеслась к ситуации с юмором.
Расскажи, как вы узнали о том, что Black Target позаимствовали дизайн вашего сайта?
Виктор Артур: Благодаря публикации Назара Сокурова: он отметил наше агентство. Мы перевели текст записи, перешли на сайт Black Target и очень удивились. Больше всего удивило, что они даже скопировали мою фотографию — это очень смешно.
Но с другой стороны, если работу дизайнера кто-то копирует, — для него это комплимент. Увидев мое фото на сайте Black Target, больше всего веселились мои друзья: теперь они называют меня Виктор Владислав. И спрашивают, не переехал ли я в Россию. А мне весело.
Кроме того, я родом из региона Парана, это удивительное место — там постоянно происходит какая-то непонятная дичь. Например, однажды мужчина проглотил вилку, пытаясь почесать горло. Поэтому мы мы называем его «русская Бразилия». Это, конечно же, добавило шуткам остроты.
Марси Шип: Да, мы шутили над всем, что только приходило в голову. А друзья с Facebook предупреждали Виктора, чтобы он не связывался с «русскими гангстерами».
Но мы их не боимся, у нас есть Гретчен — «королева мемов», она его спасет (Мария Миранда — некогда популярная бразильская поп-певица, которая снова прославилась в интернете благодаря эксцентричному поведению. В США стала известна после съемок клипа Кэти Пэрри Swish Swish — vc.ru).
Как вы узнали, что Black Target связано с Тимати?
Шип: Сперва мы думали, что наш дизайн украло простое агентство — мы не знали, что оно принадлежит знаменитости. Но потом нашли информацию в интернете, и картина сложилась.
Артур: Я очень удивился: «Это тот самый парень из клипа Welcome to St. Tropez» — лет восемь назад его песня была в Бразилии настоящим хитом. Я тогда в университете учился. Но мы думали, что это просто рэп-исполнитель — не знали, что он так поднялся: у него свой музыкальный лейбл появился, модный бренд и так далее.
Вы впервые оказались в такой ситуации?
Шип: Обычно мы видим какие-то похожие работы, но нельзя сказать, что их авторы своровали дизайн.
Артур: В digital-сфере бывают отсылки, когда студии заимствуют какие-то визуальные элементы друг друга и пытаются адаптировать их под свои проекты.
Но это именно заимствование, а не копирование. Если сравнить скриншоты нашего сайта и сайта Black Target, то очевидно — дизайн один и тот же, они просто поменяли цвета элементов.
Вы слышали о каких-нибудь российских сервисах или сервисах с российскими корнями? Например, о Telegram.
Шип: О, я не знала, что у него российские корни.
Да, его основал Павел Дуров. Он же основал соцсеть «ВКонтакте» — это российский Facebook.
Артур: В Бразилии достаточно много людей используют Telegram —, но самый популярный мессенджер — WhatsApp. О Telegram впервые услышали, когда у нас возникли проблемы с WhatsApp (в декабре 2015 года местный суд приостановил работу WhatsApp, Telegram за сутки набрал 4 млн новых пользователей. В мае 2016 года ситуация повторилась — vc.ru).
Тогда все словно сошли с ума и стали в панике искать альтернативный мессенджер.
Шип: Несколько моих знакомых пользуются Telegram. А «ВКонтакте» у нас используют драгдиллеры.
А какая у вас самая популярная соцсеть? Facebook?
Шип: Зависит от возраста аудитории.
Артур: Facebook — для более возрастной аудитории, молодежь предпочитает Instagram и Snapchat.
Как насчет приложений для доставки еды? У нас есть Delivery Club, Uber Eats, и другие сервисы.
Шип: А мы пользуемся iFood. Это крупнейший сервис по доставке еды в Бразилии (в 2016 году iFood приобрел конкурента Hellofood Brazil и привлек $30 млн — vc.ru).
Какими такси-сервисами пользуетесь?
Артур: Самые популярные — Uber и Cabify.
Шип: Также у нас есть специальное такси для женщин — Lady Driver. Там все водители — женщины. Я часто им пользуюсь, мне нравится.
Артур: Да, у нас небезопасно ездить в темное время суток, к тому же были случаи, когда водители-мужчины насиловали пассажирок. Поэтому появилось специальное приложение для женщин.
В США есть Кремниевая долина. Есть ли что-то подобное в Бразилии?
Артур: Большая часть стартапов находится на юге страны. Хотя в любом крупном городе много стартапов, Сан-Паулу не исключение. Это самый крупный экономический центр в стране, поэтому у многих компаний тут свои филиалы.
Коррея: Другие крупные финансовые центры — Рио-де-Жанейро, Белу-Оризонти, Бразилиа, Куритиба, Порту-Алегри и Ресифи.
Араужу: Но вообще у нас сейчас в разгаре кризис, покупательская способность падает. На подъеме компании, которые пытаются привнести новые технологии в агробизнес.
Артур: Да, у нас резко просела национальная валюта: в январе 2014 года доллар стоил 2,3 реала, а в сентябре 2015 года курс доллара резко вырос до 4,1 реала — почти в два раза. Сейчас доллар стоит 3,2 реала.
Сколько стоит аренда однокомнатной квартиры?
Араужу: Дорого. Сан-Паулу — это самый дорогой город в стране. Я плачу $500 за аренду комнаты в трехкомнатной квартире в самом центре города (по данным сервиса для сравнения уровня жизни Numbeo, аренда однокомнатной квартиры в центре Сан-Паулу в среднем стоит около $590, аренда трехкомнатной — $1170. Аренда однокомнатной и трехкомнатной квартиры на окраине города — $420 и $775 соответственно — vc.ru).
Сколько в среднем стоит аренда офиса в Сан-Паулу?
Коррея: Стоимость офиса на шесть-восемь человек колеблется от $800 до $1500 в месяц в зависимости от региона. Нам попадалось выделенное помещение в коворкинге за $2,5 тысяч.
А сколько в среднем зарабатывают иллюстраторы, UI/UX-дизайнеры или разработчики? Например, специалисты с опытом работы от одного до трех лет?
Коррея: Где-то около $1200 в месяц.
Последний вопрос: какие самые популярные услуги на рекламном рынке?
У крупных брендов пользуется спросом размещение в масс-медиа — например, на телевидении. Но постепенно они начинают использовать программатик и performance-маркетинг. Хороший пример — региональный офис международной консалтинговой компании Accenture. Также на подъеме SMM — в Facebook и Instagram.
#маркетинг #интервью
© vc.ru