Больше грязи: тест российского вездехода "Шаман"
Мы стоим посреди поля, и на нас бодро несется пятитонная махина в цветах российского флага. Именно этот «Шаман» регулярно встречает космонавтов, возвращающихся с МКС. Есть расчетные координаты приземления, где собираются встречающие, и, как правило, спускаемая капсула с парашютом летит с погрешностью. Последний раз капсулу отнесло ветром на 15 км. В «Шамане» находится съемочная группа со всем оборудованием, которая должна снять момент приземления. На место фактической посадки операторам необходимо прибыть быстрее самих космонавтов, так что «бодро несется» в отношении «Шамана» вовсе не фигура речи — для него это привычное дело, рутина.
Теоретически на шинах низкого давления «Шаман» может проехать по человеку, и тому ничего не будет. Мы не пробовали — поверили на слово.
Болото, снег, вода
Это не внедорожник, не грузовик и не трактор, хотя для его управления нужно водительское удостоверение тракториста-машиниста. Это плавающий колесный вездеход с комфортной подвеской и не менее комфортным салоном. Под его капотом установлен турбодизель Iveco F1C с цепным приводом ГРМ объемом 3 л и мощностью 146 л. с. Этот движок зарекомендовал себя как простой и надежный агрегат, но в ближайшее время вездеход получит новый мотор, заточенный под «Евро-6».
Руль в «Шамане» посередине, как у суперкара McLaren BP23, а пневмокресло — как у водителя магистральной фуры. Никаких олдскульных рычагов, только мембранные клавиши управления основной механикой вездехода.
По суше «Шаман» развивает до 70 км/ч, а это с учетом солидных размеров и веса скорость околозвуковая. Кстати, о звуке: несмотря на добротную шумоизоляцию, с ростом скорости салон наполняется трансмиссионным гулом. Пошуметь тут есть чем! Сам по себе двигатель по легковым меркам тихоня, даром что дизельный «тарахтун». Он агрегатирован с 6-ступенчатой «механикой» ZF, которая тоже скромная в плане издаваемых децибел. А дальше идет тот самый инструментарий, который делает «Шамана» уникальным, а его внедорожные способности — выдающимися. И черт с ним, с шумом!
Коробка передач сопряжена с двухступенчатой раздаткой. После ряда проб и ошибок в компании «Авторос» разработали свой собственный демультипликатор, правда, его производством занимается сторонняя организация. Раздатка одна, но пятивальная: по одному на каждую ось плюс вал отбора мощности для гребного винта. Да-да, это не опечатка: «Шаман» способен плавать. По умолчанию у вездехода привод на две задние оси, две передние — подключаемые. Сами мосты оригинальные, построенные на УАЗовских «спайсерах», так полюбившихся завсегдатаям офф-роуда, а колесные редукторы полностью свои. Ну и конечно, блокировки, куда же без них: одна между передними и задними мостами, пара межмостовых и четыре межколесных. У фанатов бездорожья это предложение вызывает повышенное слюноотделение. Но это не все — впереди десерт.
Капсула только-только собирается приземлиться, а съемочная группа уже на месте и в полной боевой готовности.
Колеса на десерт
Все колеса у «Шамана» поворотные. В классической схеме вслед за рулем поворачиваются только четыре передних колеса. Есть более маневренный режим, когда колеса двух задних мостов поворачиваются в сторону, противоположную повороту руля. А есть совсем экзотика — режим краба: все восемь колес поворачиваются вслед за рулем (максимальный угол до 27 градусов), и вездеход ползет боком. При этом ни одно из толстенных колес не попадает в чужую колею — классная опция на глухом бездорожье. На нашем «Шамане» стоят самые большие из возможных шин — MAX TRIM 1300/700 R21, это собственная разработка компании «Авторос». Для каждого из колес можно задать рабочее давление, которое будет поддерживать компрессор, либо выбрать один из предустановленных режимов сразу для всех восьми: асфальт, снег, болото.
Все потроха «Шамана» спрятаны в так называемую раму-лодку, и это еще одна фишка вездехода. Герметичная конструкция позволяет ему в прямом смысле плавать даже в базовом варианте, барахтаясь в воде всеми колесами. Небыстро, но уверенно. А если установить опционный гребной винт, то скорость увеличится до 5 км/ч. Правда, есть и уязвимые места. Как и любая лодка, рама «Шамана» герметична только снизу, но вода может попасть и сверху. При сильном волнении или резком маневре вездеход может залить, к примеру, через моторный отсек. Для этого рама снабжена парой помп с высокой производительностью (до двухсот литров в минуту), которые помогают избавиться от попавшей в лодку воды. Плюс предусмотрели и форсированный сброс жидкости при помощи отдельных клапанов, чтобы уже на берегу окончательно осушить машинное отделение.
«Шаман» не один встречает космонавтов: в операции принимают участие «Синие птицы» — легендарные ЗИЛы, в обязанности которых входит транспортировка самой капсулы.
У вездехода все подвески независимые на А-образных рычагах. Кто-то возразит: мол, не по фэншую это. С одной стороны, да: жесткие неразрезные мосты — это первичные признаки взрослого «проходимца». Они крепкие и чертовски надежные. С другой, классическая схема убивает одну из основных идей, ведь «Шаман» прежде всего комфортабельное транспортное средство. Вы скакали когда-нибудь на УАЗе или «Дефендере» по буеракам? В этот момент с комфортом можно только идти рядом. «Шаман» же нарезает бездорожье крупными ломтями, только комья летят, при этом в салоне с поправкой на рельеф местности вполне сносно — главное, держаться.
Комфорт в «Шамане» вообще намазан крупным слоем. Отдельная гордость — пластиковые панели интерьера и в целом отделка. Нет торчащих саморезов или голого металла, все аккуратно прикрыто декоративной отделкой. Индивидуальная подсветка, кармашки-сеточки, удобные сидения… Вы понимаете, что мы все еще говорим про утилитарное транспортное средство, которое перемещается по любым поверхностям и в любых направлениях? То-то же.