Бог дождя и хитрая лиса: ученые прочли фрагмент загадочного шумерского мифа

Глиняная табличка с записанным на ней фрагментом шумерского мифа
Глиняная табличка с записанным на ней фрагментом шумерского мифаИсточник: Jana Matuszak, 2025

Расшифрован фрагмент шумерского мифа возрастом около 4400 лет, пишет издание Iraq. Сообщается, что он записан на глиняной табличке, найденной среди руин древнего города Ниппур — религиозного центра шумер в Южной Месопотамии. Он располагался на территории современного Ирака.

Интересно, что табличку обнаружили еще в XIX веке, но до сих пор не удавалось перевести начертанный на ней текст. Это оказалось одно из первых произведений литературы в истории человечества — еще более ранние образцы письменности в основном не имеют художественного содержания, а представляют собой просто некие списки, учетные записи и прочие рутинные сухие перечисления: люди, судя по всему, поначалу использовали язык чисто для практических нужд и лишь со временем стали с помощью него выражать свой внутренний мир.

Так вот, на табличке оказался записан фрагмент ранее неизвестного шумерского мифа о боге дождей и бурь Ишкуре. Он по понятным причинам пользовался уважением — так же, как Чаак у майя: без дождей не будет урожая. В то же время до сих пор еще не находили таких легенд, где Ишкур был бы главным героем. Исследователи объясняют это тем, что шумеры в сельском хозяйстве на природу полностью полагаться не могли и поливали свои посевы самостоятельно — у них были ирригационные системы.

Копия текста, записанного на древней шумерской табличке
Копия текста, записанного на древней шумерской табличкеИсточник: Jana Matuszak, 2025

Сюжет начинается с описания полного благоденствия: полноводных рек, полных рыбы, пасущихся вокруг коров и так далее. Но затем Ишкур оказывается захвачен в плен в подземном мире, и вызволить его решила лиса, которая в шумерских сказках предстает как хитроумный, но не всегда отрицательный персонаж. И в данном случае она хочет помочь Ишкуру.

Описано, что в мире мертвых ее пытаются обмануть — предлагают еду и питье, а в шумерских сказках это означает ловушку: попробуешь — и останешься в подземелье навсегда. Но лиса лишь делает вид, что соглашается, а на самом деле незаметно прячет предложенное угощение.

Напомним, шумерский язык представляет собой логографическое письмо, то есть предмет или понятие обозначено одним определенным знаком. Кстати, современные смайлики — те же логограммы, только они универсальны, понятны носителям любого языка, а эти древние были ясны только шумерам. Вообще шумерский язык примечателен своей полной изолированностью — он не входит ни в одну известную языковую семью.

Предложение в нем строится не по принципу «Шумеры сочиняют мифы», как в большинстве современных языков, а наоборот — по принципу пассивного залога: «Мифы сочиняются шумерами». Это называется эргативной стратегией. Кроме того, в этом языке, как в нынешнем турецком, присоединение определенного суффикса к существительному создает целую фразу: например, добавляем пару таких суффиксов к слову «дом» и получаем словосочетание «для моего дома». Это в лингвистике известно как агглютинация, что буквально означает «склеивание».

Сказка, по оценкам, записана примерно в 2400 году до нашей эры, когда цивилизация шумер еще состояла из отдельных, независимых городов-государств. Лет пятьдесят спустя они начали объединяться в единое царство.

Поскольку сохранилась лишь часть мифа, о счастливом конце этой истории мы можем только догадываться. Исследователи древней литературы подчеркивают, что в ней важен, в частности, мотив спасения, казалось бы, всемогущего бога «простым смертным» героем. В этом видят важный нравственный посыл: даже обычный человек может благодаря своему уму делать необыкновенные вещи.

Ранее в Испании нашли ребро древнего человека, пронзенное стрелой 4000 лет назад.

Поделиться

©  HI-TECH@Mail.Ru